Коронавирус под микроскопом*
Представьте чувства артиста, когда долго вынашиваемый проект срывается…
Полгода напряженной работы. Рождена чудесная идея. Любовно отобраны и сотканы – ни отнять, ни прибавить! – 18 шедевров фортепианной классики. Найдены видеофрагменты для достижения сверхзадачи концерта. Остались последние штрихи…
А тут – Бах! Не композитор, увы, а карантин. Больше трех не собираться. И что делать? Ругаться? Плакать? Смириться?
Не так решила для себя солистка Запорожской областной филармонии, заслуженная артистка Украины Илона Турчанинова. Ее солнечная целеустремленная натура не спасовала перед обстоятельствами. Которые, заметим, испытывали ее снова и снова.
«МИГ» не мог не поинтересоваться у Илоны Турчаниновой деталями борьбы, успешно завершившейся 16-17 июня премьерой онлайн-моноспектакля PIANO FOREVER, собравшей зрителей из Запорожья, Киева, Одессы, Молдовы, США, Швеции.
“Я словно предвидела, что люди задумаются:
кто мы? зачем пришли?”
– Илона, расскажите, пожалуйста, предысторию вашего проекта.
– Я стараюсь раз в год делать сольный концерт. В прошлом году 16 июня по случаю моего юбилея состоялся большой проект «Півстоліття за сонцем» вместе с Запорожским академическим симфоническим оркестром под управлением народного артиста Украины Вячеслава Реди. А осенью я предложила художественному совету филармонии сделать проект PIANO FOREVER. Премьера была запланирована на 10 апреля…
Когда в середине марта объявили о пандемии коронавируса, у меня возникло чувство, словно я предвидела эту ситуацию. Люди в изоляции – пусть не все, но многие – стали задумываться: кто мы? зачем пришли в этот мир? А ведь мой моноспектакль как раз об этом! Что стоит время от времени мысленно вернуться в прошлое и заглянуть в будущее. Почувствовать единство со Вселенной.
Не могу сказать определенно, когда и как у меня в голове оформилась эта идея. Но в нее сами собой стали укладываться произведения мировой классики всех времен и народов, как история фортепианного искусства. Причем до этого ни одного из этих произведений не было в моем репертуаре.
Непостижимым образом последовательность, в которой они выстроились, отразила и таинства человеческой жизни – от рождения до смерти, а, может, и после нее.
От рождения Вселенной до Творца. Бога и Человека
– И с чего все начинается?
– С Иоганна Себастьяна Баха. Его прелюдии си минор. Ведь нота «си» означает «рождение Вселенной». Прелюдией Баха в до мажоре [«до» означает «Господь»], с фрагментами джазового прочтения Жака Лусье концерт, как и круговорот жизни, завершается. С переходом на новый уровень.
– Неискушенному слушателю сложновато постигнуть эту музыкальную алхимию.
– На помощь пришли простые звуки в паузах между произведениями, которые делают музыку «читаемой». Например, лепет малыша предваряет легкую, радостную, такую «новорожденную» «Фантазию» Моцарта. А биение сердца, упреждающее «Люблю тебя» Грига, и стук брошенной телефонной трубки перед произведением Эванса «Моя» – как начало и один из эпизодов истории Любви… Которая пробуждалась, как «Подснежник» Чайковского… Пышно цвела, как «Сирень» Рахманинова… Была интимной, как песня «Обнимая тебя» Гершвина…
Передать «воспитание чувств» во времени и пространстве помог и видеоряд, собранный из картин моих друзей – запорожских художников, которые предварительно познакомились с программой и написали аллюзии на то, что их вдохновило. Плюс найденное и склеенное по фрагментикам видео из общедоступных источников.
…Моцартовскому младенцу наследует подросток, кружащий в лабиринте «Лунной сонаты» Бетховена. Его сменяет юноша, только вступивший в жизненный «Океан» Шопена… На экране открытое море, чайки, детские воспоминания – и все это есть в «Потоке энергии» современного японского композитора Сакамото. Но вот звучит его же произведение «Дождь» – и жесткой музыке новой жизни соответствуют радиосигналы и картины города будущего. Цивилизация наступает. Мощное биение ее сердца находит выход в бешеном темпе композиции «Контрасты» азербайджанской царицы джаза Азизы Мустафазаде.
– Нашлось ли место на этом пиршестве духа представителю Украины?
– Kitch Musik современного украинского композитора Валентина Сильвестрова [к слову, в Украине его произведения исполняются редко – ред.] – кульминация концерта… Когда человек в преддверии ухода оглядывается назад. Но испытывает светлые чувства, как в «Ностальгии» или «Ивановом детстве» Андрея Тарковского. И уход в вечность так же светел… Его сменяет «Сумасшедший порыв» американца Филиппа Гласа, которого зовут «голосом Планеты Земля»… И картины прекраснейших ее уголков. А венчает все «Господь» Баха. Как единство Бога-Творца и Творца-Человека.
“Что я делаю тут одна? Не сошла ли с ума?”
– И вся эта огромная работа была проведена еще до карантина…
– Его объявили 12 марта сроком на три недели. Была надежда, что 4 апреля ограничения на массовые мероприятия будут отменены, и 10 апреля концерт состоится. Но вышло по-иному. Сначала карантин продлили до 22 апреля, потом до 11 мая…
Конечно, было тяжело морально. Ведь у музыкантов – как у спортсменов. Готовишься к выступлению, копишь и распределяешь физические и эмоциональные силы, чтобы выйти на концерт на пике формы. А тут – запрет и полная неопределенность. Но потом подумала: не вышло в апреле, перенесу проект на свой день рождения, 16 июня. Уж к тому времени все точно закончится, будет даже лучше.
– Вы продолжили репетиции. И, вероятно, чтобы люди не забыли о будущем концерте, стали выкладывать их видео на Facebook. Кто вас снимал?
– Никто. То есть смартфон. Музыкант не может позволить себе остановиться, иначе все утечет из пальцев… Я репетировала в пустом концертном зале. В какой-то момент стало так грустно. Подумалось: что я здесь делаю одна? Не сошла ли с ума? Нужен был собеседник… Вот и вспомнила о смартфоне. Пристроила его у края рояля, сделала запись, выложила в соцсеть, просто чтобы кто-то откликнулся… Откликов пришло очень много! И друзья просили продолжить. Так и получилось, что все 18 номеров оказались на моей FB-страничке.
Онлайн-проект – не замена живого концерта, а дополнительная возможность
– К концу мая стало понятно, что и в июне встреча со зрителем вживую не состоится…
– …и пришлось снова выдохнуть и искать выход накопившейся энергии. В итоге решили записать моноспектакль и сделать премьеру онлайн. Запись шла, как на настоящем концерте, только без зрителей. Работали все службы. Две камеры [чтобы были видны и руки, и общие планы], свет, звук, даже дым был! И все так слаженно, что даже дубли не понадобились, уложились за четыре часа в течение двух дней.
Огромное спасибо нашему системному администратору Александру Михайлику, который занимался видеомонтажом, автору видеоинсталляции Андрею Юрченко, звукооператору Михаилу Надю, мастеру по свету Андрею Ильченко, всем помощникам и, конечно, генеральному директору нашей филармонии Ирине Эдуардовне Конаревой, которая благословила и поддержала всю эту работу.
– Каким вам видится будущее онлайн-концертов?
– Я их рассматриваю не как замену общения со зрителями и слушателями, а как дополнительную возможность. Ведь многие люди болеют, кто-то за ними ухаживает… Кто-то живет в другом городе или вообще в другой стране. Они не имеют возможности попасть на концерт, а им этого очень хочется… Качественно сделанный онлайн-проект предоставляет им такой шанс.
Мне даже кажется, что потребность в этом давно была. А коронавирус спровоцировал такой способ ее удовлетворения. Видимо, это должно войти в практику. А что? Я вообще за все новое! Тем более что планов по поводу продолжения проекта у меня громадье.
– Рояль – навсегда! PIANO FOREVER!
Беседовала Анна Чуприна, фотофрагменты Александра Михайлика
Проект “Коронавирус под микроскопом” финансируется Фондом Международной солидарности в рамках программы Free Media Programme