Мелитопольщина, Кирилловка и Веселое взялись за создание туристического кластера
В Мелитополе состоялось заседание рабочей группы по созданию первого в Запорожской области туристического кластера, в котором приняли участие представители властей Мелитополя, Веселовской и Кирилловской ОТГ, Мелитопольского государственного педуниверситета имени Богдана Хмельницкого, заповедника “Каменная могила”, Запорожского центра развития местного самоуправления, а также эксперты национального проекта “Туристические кластеры 300+” – председатель Совета Всеукраинской федерации работодателей в сфере туризма, член Платформы ГО “Украина-ЕС” Татьяна Тимошенко и заместитель председателя Павел Бабенко.
Как рассказала Татьяна Тимошенко, для множества стран, включая послевоенную Германию и Америку, развитие внутреннего туризма стало едва ли не главным выходом из кризисного состояния. Но чтобы туристическая отрасль стала наполнителем бюджета, необходимо не только наличие достопримечательностей или привлекательных природных объектов, но и соответствующая инфраструктура, а также совместная работа власти, бизнеса, науки и общественных организаций.
Не конкуренция, а дополнение
Украинское законодательство готово к такому экономическому повороту, но не хватало инициативы снизу. Так появился проект “Туристические кластеры 300+”, главной целью которого стало создание на территории Украины трех сотен кластеров – сравнительно небольших территорий, где бизнесы не конкурируют, а дополняют друг друга и в результате способны удовлетворить самого прихотливого туриста.
Идея нашла отклик: на перовом этапе было подано около сотни заявок, и уже созданы Чигиринский [Черкасская область], Диканьский [Полтавская область] и Краснокутский [Харьковская область] кластеры. Мелитопольский кластер вполне способен стать четвертым в этом ряду.
Как рассказал консультант Запорожского центра развития местного самоуправления Аскад Ашурбеков, с весны этого года в центре ежемесячно проводятся встречи для представителей бизнеса и властей громад. На одном из заседаний мелитопольцы, преуспевшие в привлечении инвестиций, высказали желание развивать туризм. Консультанты Центра познакомили их с инициатором проекта “Туркластеры 300+” Юлией Алексеевой, после чего была подана заявка на участие в проекте, которая и была поддержана.
Курортников есть чем удивить
В чем суть? Турист по сути своей довольно ленив, и хочет получить удовольствие в кратчайшее время в наиболее полном объеме. Кирилловка – знаменитый курорт на Азове, куда благодаря семейной атмосфере люди со всей Украины возвращаются из года в год.
Однако многие хотят не только поваляться на пляже. Между тем они “проскакивают” через Мелитополь, не подозревая о проведении в нем фестивалей “Черешнево”, “Медовый”, “Таврійські сурми”, спортивного турнира поколений, о наличии прекрасного интерактивного краеведческого музея, о лежащем неподалеку заповеднике “Каменная Могила”, куда устраиваются еще и велопробеги, или о целебных источниках в селе Терпение.
Немногим известно, что на Мелитопольщине есть зеленые усадьбы, а ее многонациональный колорит можно ощутить на вкус в гастрономическом туре. И совсем мало кто знает, что в Веселовской ОТГ, лежащей в 30 километрах от Мелитополя, можно прокатиться с ветерком на автокаре “Кобра”, созданной руками местных умельцев, подняться в небо на самолете малой авиации или порыбачить на ближних озерах.
То есть туристов есть чем удивить. Но необходимо их еще доставить, поселить и накормить. Тут проблемы у всех одни и те же: отсутствие гостиниц, хороших “внутренних” дорог и туалетов, да и транспортное сообщение с другими частями страны оставляет желать намного лучшего. Однако, как говорится, “гуртом і батька легше бити”. А управленчески “связать” воедино все преимущества помогут специалисты педуниверситета, где много лет работает факультет географии и туризма.
На заседании рабочей группы эксперты помогли наметить первоочередные задачи.
- Сделать сравнительный анализ Стратегий развития Мелитополя, Кирилловской и Веселовской ОТГ и определить главную идею будущего кластера [адаптивный, исторический, рекреационный и т.д.].
- Создать общий календарь всех фестивалей, турниров и прочих массовых развлечений.
- Провести инвентаризацию всего: свободных земельных участков, туристических объектов, автозаправок, банков, мест размещения и питания, для последних способствовать стандартизации и сертификации.
- Просчитать пассажиропотоки, в том числе на перспективу, по всем видам транспорта.
- Написать общую стратегию и маркетинговую концепцию [ведь конечная цель – успешно продать качественный турпродукт!], привлечь к их обсуждению научные и общественные организации.
- И уже с ясно просчитанными предложениями выходить к бизнесу.
Работы очень много. Но Мелитопольщина взяла на вооружение слоган “Все будет туризм!”, и запустить туристический кластер собирается уже к следующему сезону.
Успехов!
Анна Чуприна, фото автора