Почему мэр Запорожья нарушает законодательство Украины?
Общеизвестно, что органы местного самоуправления не вправе принимать решения, противоречащие законодательству Украины. В противном случае у нас каждая громада могла бы устанавливать «свои законы» и стать чем-то вроде государства в государстве, что привело бы к полному хаосу. Тем не менее, в Запорожье с легкостью принимают противозаконные решения, и никому [кроме тех, чьи права ущемляют] до этого нет дела. Думаю, многие догадались, что речь идет о лишении запорожских пенсионеров и ряда других категорий граждан права на бесплатный проезд в общественном транспорте, которое закреплено в целом ряде законов и постановлений Кабинета Министров Украины [пенсионерам, в частности, такое право предоставлено Постановлением Кабмина №354 от 17.05.1993 г.]. На большей части территории Украины местные власти строго соблюдают эти законодательные акты. И только в Запорожье, да еще в нескольких городах, их открыто игнорируют. Причем, в нашем городе это длится уже второй год подряд – под прикрытием пандемии коронавирусной инфекции.
Впервые Запорожский горсовет принял решение о «временной приостановке бесплатного проезда в общественном транспорте» еще 25 марта прошлого года. И тогда оно касалось всех льготных категорий, без исключения. Таким образом, данное решение противоречило основным пунктам сразу семи действующих законов Украины и трех Постановлений Кабмина. Городской голова Владимир Буряк имел все полномочия, чтобы наложить вето на действие противоправного решения. Но он этого не сделал и без колебаний подписал документ.
Все это вызвало сильнейшее недовольство среди горожан. Иногда эмоции просто зашкаливали и выплескивались в первую очередь на водителей общественного транспорта, которые, ссылаясь на решение горсовета, отказывали льготникам в бесплатном проезде. Порой дело и до рукоприкладства доходило. В итоге местные депутаты вместе с мэром приняли еще оно решение – от 24.06. 2020 г. Согласно ему, части льготников «разрешили» беспрепятственно пользоваться бесплатным проездом в полном объеме; остальным – только с 10.00 до 16.00, что тоже совершенно противозаконно. К «второсортным» категориям граждан, чьи права были урезаны, запорожские депутаты отнесли пенсионеров, лиц с инвалидностью третьей группы, детей-сирот и детей, лишенных родительских прав, а также всех детей до шести лет. Впрочем, 4 ноября 2020 года решением горсовета №7 и эти послабления отменили, полностью приостановив для вышеназванной части льготников бесплатный проезд – «до покращення епідемічної ситуації». Этот запрет действует по сей день и сколько еще продлится неизвестно. Хотя бы потому, что никто не уточнял, что именно означает формулировка «улучшение эпидситуации».
Отменив бесплатный проезд для пенсионеров и ряда других льготных категорий, городские власти в качестве объяснения выдвигали единственный аргумент – мол, все это делается исключительно ради безопасности самих льготников и для дальнейшего предотвращения распространения коронавирусной инфекции. На фоне того, что в общественных местах – например, на рынках и в том же транспорте – зачатую игнорируются элементарные правила профилактики [масочный режим соблюдают далеко не все, контроль практически не осуществляется] это объяснение звучит просто нелепо. К тому же, кто дал право местным властям лишать запорожцев каких бы то ни было прав исключительно по возрастному цензу и по принадлежности к разным социальным категориям? Это в чистом виде дискриминация.
А что же правоохранительные органы и другие службы, которые обязаны защищать права граждан и соблюдение законности в городе? Увы, но они бездействуют, молча взирая на творимое беззаконие. В этом на собственном опыте убедился запорожский пенсионер Николай Погребняк, который больше года безрезультатно обращался в самые разные государственные инстанции.
– Начав борьбу за права льготников, я обратился с письменным заявлением к специалистам Госпродпотребслужбы в Запорожской области – как потребитель, чьи права на бесплатный проезд, гарантированный государством, нарушает КП «Запорожэлектротранс», – рассказывает Николай Анатольевич, – Однако они направили мою жалобу самому нарушителю. При этом пояснили, что не имеют полномочий обжаловать действия органов местного самоуправления. Что же касается КП «Запорожэлектротранс», то оно, являясь коммунальным предприятием, обязано выполнять все решения Запорожского горсовета и его исполнительных органов. Получается, что местным властям дозволено безнаказанно нарушать права потребителей, а те чиновники, кого государство уполномочило их защищать, будут лишь безмолвно взирать на беззаконие? Просто абсурд! Обращался также в местное управление «Укртрансбезпека». Там подтвердили, что перевозчик обязан бесплатно перевозить пассажиров, которым, в соответствии с законодательством, предоставлены льготы. Однако отметили, что «не могут составить протокол о правонарушении». Для этого нужно, чтобы лично я, в присутствии инспекторов, доказал, что мои права нарушают. Лишь в этом случае будет составлен протокол и только на одного конкретного водителя-нарушителя. Но подобные полумеры ничего бы не изменили. Также я дважды писал в Облгосадминистрацию. Но в полученных ответах мне лишь посоветовали обратиться в суд и к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека. На этом круг замкнулся. Тем не менее, хочу все же напомнить нашему мэру слова присяги, которую он давал, вступая в должность городского головы:
« Я, Буряк Володимир Вікторович, усвідомлюючи свою високу відповідальність, урочисто присягаю, що буду вірно служти громаді та народові України, неухильно дотримуватися Конституції України та законів України, сприяти втіленню їх у життя, охороняти права, свободи і законні інтереси громадян, сумлінно виконувати свої посадові обов’язки.»
Только для нашего мэра, похоже, эта присяга – пустой звук.
«Власть, что ты дальше запретишь пенсионерам?»
С таким вопросом на плакатах и с требованием вернуть пенсионерам бесплатный проезд 31 марта этого года около сотни запорожцев собрались на митинг у стен горсовета.
– Мы просим вернуть нам льготный проезд, – объяснила свое участие в акции одна из митингующих. – Мы ездим в больницу почти каждый день, или на рынок, где цены ниже, чем в супермаркетах. А пенсия всего 2500 гривен. У многих и того меньше. Право на бесплатный проезд нам дано законом! Так почему нас его лишили?
К митингующим, однако, никто из чиновников не вышел. А в ответ на акцию городские власти ответили… повышением стоимости проезда на все виды общественного транспорта. Льготы так и не вернули.
Тут уместно было бы напомнить, что весь городской крупногабаритный пассажирский транспорт [троллейбусы, трамваи и автобусы] входят в состав коммунальных предприятий горсовета. Так что отменив на нем бесплатный проезд, власти прежде всего заботятся не о профилактике распространения коронавируса, а о повышении доходности этих предприятий и уменьшении расходов на его содержание [вот вам и коррупционная составляющая]. Тем более, что заплатив за проезд, ездить на общественном транспорте могут все, в том числе и урезанные в правах льготники. В эту схему как нельзя лучше укладывается и тот беспрецедентный факт, что на фоне пандемии и повсеместного роста цен на все потребительские товары и услуги, горсовет принял решение повысить с 1 мая стоимость проезда. Такой вот подарочек к праздникам всем запорожцам.
В тему
Власти соседнего с нами Днепра впервые попытались временно ограничить права льготников лишь с 24 марта этого года, приняв решение, что они могут бесплатно ездить на общественном транспорте только с 10.00 до 15.00. Однако горожане тут же обратились в суд с требованием признать это решение незаконным. И уже 6 апреля суд полностью удовлетворил их требование, а также обязал городской совет Днепра компенсировать истцам судебные издержки в размере 908 гривен.
Возможно, и запорожцам последовать примеру наших соседей?
Светлана ШКАРУПА