Раскинувшийся на берегу Каховского моря город Днепрорудное, с удовольствием проинформирую тех, кто равнодушен к географии запорожского края, является городом-спутником Запорожского железорудного комбината, одного из крупнейших предприятий горно-металлургического комплекса Украины. Это, образно говоря, железные мышцы страны. А на внутреннем рынке основная часть продукции предприятия поставляется на «Запорожсталь». Однако смещение Северного и Южного полюсов земли на берег Каховского моря совершенно не связано с наличием в тех местах железной руды. Это не рудная аномалия.
Переполюсовыть приморский город несколько лет назад начала… как бы необидно выразиться… одна, скажем так, предревняя – возрастом превыше тысячи лет, особа женского пола. Очень строгая и очень каменная. Насквозь каменная. Это, как, видимо, уже догадались читатели, древняя каменная скульптура. Из тех, которые наши предки устанавливали на курганах в степи бескрайней, но отнюдь не безлюдной. В наши времена эти скульптуры называют бабами, уточняя их принадлежность – к скифам или половцам. А в городе Днепрорудное для одной такой бабы в чуть сбитой шляпке, чтобы она не чувствовала себя чужой, владелец крупнейшей в Европе коллекции каменной пластики, депутат Днепрорудненского горсовета Игорь Тронь создал особые условия, поместив ее на особый постамент. Лично для меня, кстати, он оказался маленьким открытием: я, наконец-то, разобрался, каким образом на курганах в древности древней тогдашние хозяева бескрайней, как море, но отнюдь, повторю, не безлюдной степи, которую совершенно напрасно именуют Диким полем, фиксировали каменные изваяния, обращаясь к ним очень вежливо: «бабА» – с ударением на втором «а». И получался у них, в отличие от нас, уважаемый в роду предок, оберегавший свой род. Из космоса, может быть. Что любопытно: баба, о которой я толкую, категорически отказалась устанавливаться в том направлении, которое ей хотели задать – как экспонату будущего музея степной каменной пластики города Днепрорудное. Она трижды разворачивалась по-своему, несмотря на то, что на стропах крана ее пытались удерживать три человека. Как выяснилось, каменная пришелица из полузабытого прошлого требовала, чтобы ее установили… лицом на восток. Так она, видимо, некогда была установлена на кургане. Навстречу восходящему солнцу, в лучах которого медленно тает утренняя звезда Венера – звезда женственности и красоты. Ну, а потом в Днепрорудном начались чудеса.
Оказалось, что с удалением от бабы на каждый шаг, она… меняла магнитное поле: компас показывал куда угодно, но только не на север. А на расстоянии от каменной дамы в 507 сантиметров собранные однажды вместе 11[!] компасов указали своими красными стрелками в одну точку – на Северный полюс, разумеется, который, однако, сместился… в город Днепрорудное. Почти под ноги к степной каменной скульптуре, изготовленной древними мастерами в девятом, как предполагают сведущие люди, веке. Очень бы хотелось послушать в этой связи мнение специалиста по магнитным аномалиям: возможно ли, чтобы каменная баба возрастом в тысячу сто(!) лет создала Северный полюс земли там, где пожелается ее каменной душе? А еще я знаю, что днепрорудненская своехарактерная, насквозь каменная дама в чуть сбитой шляпке помогает женщинам избавиться от преследующих их проблем, а мужчинам придает силы, делает их способными на подвиги. И вообще, и этому имеются свидетельства, баба из музея каменной пластики может исполнить любое желание. Или почти любое. Только нужно искренне и с чистой душой обратиться к ней.
Важная деталь: так называемые половецкие бабы, которых на Запорожье можно встретить почти в любом краеведческом музее, держат в руках какие-то ритуальные сосуды – плоские, похожие на современные фляжки. Так вот: магнитно-аномальная баба из Днепрорудного тоже, вроде бы, его имеет. Или что-то похожее на него. А рук у нее нет. Зато с обоих боков каменой скульптуры камень выбран так, чтобы в этих местах было удобно… затачивать саблю, например.
Однако продолжим рассказ о чудесах. По объяснению теперешнего хозяина каменной скульптуры и владельца музея Игоря Троня, спустя короткое время после появления возле древней бабы Северного полюса, в шестидесяти сантиметрах от него сам собой образовался… Южный полюс. Что и зафиксировали чуткие компасы. Представляете, что происходит в городе Днепрорудное: в музее каменной пластики правой ногой можно стоять на Северном полюсе, а левой – на Южном.
– Как ощущения? – полюбопытствовал я у Игоря Николаевича, продемонстрировавшего нам днепрорудненскую магнитную аномалию.
– Нормально! – ответил он и предложил мне тоже испытать себя в качестве полярного исследователя.
Я согласился и, оказавшись сразу на обоих полюсах земли, почувствовал себя… даже не Гулливером, а, пожалуй, личностью космического, чтобы не сказать вселенского, масштаба. Почти не шучу.
Знали ли наши предки о существовании особых зон возле некоторых каменных скульптур? – стал рассуждать я вслух. И тут же предположил, что знали наверняка. И, обращаясь к ним за помощью, продолжил мою мысль хозяин чудо-бабы, наши предки получали… сеанс магнитотерапии. Заряжаясь, добавил я, энергией космоса, передаваемой душами их уважаемых предков – через каменные изваяния. Заряжаясь энергией космоса и земли, уточнил мой собеседник, объяснив, что установили обладающие экстрасенсорными способностями люди: в точке Северного полюса энергия идет снизу – в космос, а в точке Южного – сверху, в землю. И такие точки в музее Игоря Троня возникают сами собой.
А откуда прибыла аномальная скульптура на берег Каховского моря, знают в музее? Его научный консультант Иван Панченко подсказал, где искать сведения о ней – в известной всем историкам Книге Большому чертежу в редакции 1627 года. Указанное консультантом место я отыскал без труда. Цитирую дословно маршрут из Книги: «А ехати к Донцу Северскому вниз по Боровой; а Донец перевестися ниже Боровой. А перевестися Донец на Крымскую сторону ехати на Белой Колодезь. А от Белого Колодезя к верх речке Крымке; а от речки от Крымки к верх речке Миюсу. А от верх речки Миюса к верх речке Елкуваты; а верх речки Елкуваты курган высок, а на нем три человека каменных». Чтобы понять, о какой конкретно местности, если ее привязать к современной карте Украины, идет речь, следует учесть, как подсказали мне толкователи старинных названий, что река Боровая – это левый приток Донца, в двух верстах от которой был Боровской перевоз. После этого перевоза дорога шла на Белый Колодец – сегодняшнюю речку Верхнюю Беленькую, протекающую через Лисичанск. Затем путь лежал к Крымке, превратившейся со временем в Крынку – левый приток современного Миуса. А «от Крымки к верх речке Миюсу» – это дорога к современному Кальмиусу. Ну, а речка Елкуваты теперь известна под названием Мокрые Ялы. Это левый приток реки Волчьей. По уточнению Ивана Панченко, две другие каменные скульптуры с высокого кургана «верх речки Елкуваты» находятся в Одесском краеведческом музее, правда, не в основной музейной экспозиции. Поэтому сведений о том, обладают ли они аномальными способностями, не имеется.
Владимир ШАК
Фото Сергея ТОМКО