«Утомленное солнце» взошло в Запорожье

«Утомленное солнце» взошло в Запорожье

…Мимо красивейшего здания Запорожья, уже давно лишившегося советского опознавательного знака – магазина «Белочка», каждый из нас проходил не раз и не два. Доходный дом почетного гражданина города Александровска, купца первой гильдии Якова Исааковича Лещинского, был построен в 1901 году.

Первый этаж проектировался, как теперь говорят, под бизнес. А верхние представляли собой просторные меблированные квартиры: их сдавали внаем состоятельным людям. Но насладиться роскошью первого трехэтажного дома в нашем городе довелось недолго. Доходный дом Лещинского сгорел во время погромов 1905 года, и был заново отстроен настойчивым своим хозяином только в 1909-м.

Но в промежутки спокойной жизни [уже в 1917-м здание заняла новая революционная власть], в доме на улице Соборной проживало семейство парикмахера Наума Цфасмана. Мальчик Саша, родившийся 1 (14) декабря 1906 года, получил в нашем городе первые музыкальные уроки игры на скрипке и фортепиано.

В Александровске семья будущего маэстро проживала до 1918 года, после перебралась в Нижний Новгород, где юный Цфасман поступил на фортепианное отделение музыкального техникума. В 1923-мду переехали в Москву, и Александр продолжил обучение в Московской консерватории, закончив ее с золотой медалью. Тогда же пришло увлечение джазом: в СССР во время дружественных в то время экономических и культурных отношений с Америкой выступили настоящие заокеанские джазмены.

…1927, март: после четырех месяцев напряженных репетиций в московском Артистическом клубе дебютирует первый советский профессиональный джазовый коллектив – «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана, тогда еще студента консерватории. В 1928-м «АМА-джаз» становится первым советским джазовым ансамблем, записавшимся на грампластинку.

В 1932 году Цфасман организовывает ансамбль «Московские ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Выступали в ресторане «Савой», гастролировали по стране, в 1936-м приняли участие в московских «Вечерах джаза». В разное время с оркестром работали известные певцы – Иван Козловский, Сергей Лемешев, Надежда Казанцева, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Иван Бунчиков, Павел и Михаил Михайловы, Ефрем Флакс, Ружена Сикора.

Невероятную популярность завоевали записанные на грампластинки «Звуки джаза», «Я сегодня в хорошем настроении», «Счастливый дождик» и особенно «Неудачное свидание». Вся Москва, а за ней и вся страна распевали: “Так значит завтра! На том же месте в тот же час!..”

А одна запись оркестра Цфасмана стала чуть ли не знаком эпохи: «Утомленное солнце». Это танго польского композитора Ежи Петербургского ранее исполнялось в самых разных инструментовках, но именно аранжировка Цфасмана была настолько выразительной и красивой, что ему даже приписывали ее авторство…

С 1944 года, после открытия Второго фронта, в репертуаре оркестра зазвучало все больше произведений западных композиторов и появились «фирменные» аранжировки в манере американских биг-бэндов. Заокеанские поклонники джаза и по радио, и затем в прессе просто воскликнули: “У русских есть свой Дюк Эллингтон!”. А Глен Миллер высказал в прессе свою мечту иметь такого виртуоза в своем ансамбле. В год Победы впервые в Москве, в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории, оркестр Цфасмана исполнил «Рапсодию в блюзовых тонах» Дж. Гершвина. За роялем солировал Александр Цфасман.

После войны для джазовых оркестров наступают мрачные дни. Их вытесняют, переименовывают в «эстрадные», запрещают западный репертуар – “музыку духовной нищеты”, как написал некий музыковед в те годы… Утесов грустно острил: “Пришло время разгибания саксофонов…” Тяжелое время пришло и для Цфасмана: его освободили от работы в Радиокомитете, оркестр распустили…

Снова, как в молодости, Цфасман идет работать в сад «Эрмитаж», собирает новый небольшой инструментальный ансамбль. Преодолевая запреты и придирки, он несет слушателям радость, исполняя свою искрящуюся, жизнерадостную музыку…

Каким он был, Александр Цфасман?

“Он любил музыку истово, – говорили о Цфасмане музыканты, игравшие вместе с ним. – И от нас того же требовал. …Знал джаз досконально. Мог делать в нем абсолютно все. Мастер!”…

Концерты Цфасмана собирали по всей стране полные залы, а за грампластинками с песенками и очаровательными танцевальными номерами, на которых стояло: «Исполняет джаз-оркестр п/у Александра Цфасмана», повсеместно выстраивались громадные очереди, и спекулянты продавали их из-под полы…

Его сын, журналист Роберт Цфасман, характеризует отца, как человека импульсивного, с часто меняющимся настроением, иногда погружающегося в себя даже в обществе. Его оркестранты боготворили своего руководителя: “Каждая репетиция Цфасмана была как праздник!”, “Он был примером для всех и в отношении к делу, к людям, в суждениях о музыке, театре, литературе, даже в одежде стремились походить на него, всегда подтянутого, элегантного”.

Последние годы жил Александр Цфасман, в основном, на даче, играл в теннис, по-настоящему увлекся разведением роз, – ездил в Ботанический сад за какими-то редкими сортами, консультировался со специалистами, все заносил в дневник. По периметру дачи посадил сто кустов роз, все сто – разных сортов…

Прожил Александр Цфасман всего 65 лет, снискав громкую славу руководителя блестящих джазовых оркестров, пианиста-виртуоза, яркого самобытного композитора.

Имени музыканта, чьи мелодии утешали миллионы советских сердец, – нет сейчас на фасаде дома на Соборном, 52, бывшей Соборной. Однако появится мурал, призванный на деньги налогоплательщиков на некоторое время увековечить облик Александра Цфасмана, который более ста лет назад мальчиком со скрипочкой бегал по улицам Александровска…

Осталась невыразимо душевная музыка. Она звучит так же свежо, как тридцать, пятьдесят, восемьдесят лет назад.

Завидное качество для легкой музыки и джаза!

Инесса АТАМАНЧУК, фото Сергея ТОМКО

Больше читайте в газете МИГ.

 

(Visited 205 times, 1 visits today)
Оставить комментарий


Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *