В субботу, 22 сентября, прошел Всемирный день без автомобиля (World Car Free Day), ежегодно отмечаемый в этот день во многих странах. Он проводится с целью пропаганды идеи пешего и велосипедного способов передвижения и использования общественного транспорта. Главный девиз Дня: «Город как пространство для людей, пространство для жизни». В Запорожье этот день был не особо заметен. О нем напомнили разве что немногочисленные представительницы прекрасной половины человечества, которые провели «Велопарад девушек #ZpCycleChic 2018». Любительницы экологического транспорта проехали по проспекту Соборному от площади Запорожской до Областной научной универсальной библиотеки.
Слишком большое количество машин — проблема не только больших городов, где люди значительную часть жизни проводят в выхлопных газах автомобильных пробок. Это проблема уже достаточно давно является глобальной. Ведь автотранспорт разрушает биосферу планеты. Удельный вес автомобильного выхлопа в общей массе загазованности крупных городов достигает 40%. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами почти 200 килограммов различных углеводородов. К тому же транспортный поток формирует до 80 процентов превышений по уровню шумов. Выхлопные газы значительно превышают допустимую концентрацию опасных веществ в воздухе и сокращают среднюю продолжительность жизни человека на несколько лет. Да что там лет. Смерть может быть и мгновенной — подсчитано, что каждый день автомобиль убивает более 3000 человек. А каждую минуту с конвейера сходит новенький автомобиль-убийца — такова статистика.
Идея минимизации использования автотранспорта, работающего на двигателе внутреннего сгорания, возникла с начала знаменитого нефтяного кризиса 1973-го года, который до сих пор считается крупнейшим, обнажившим множество проблем, связанных с использованием чёрного золота. Как известно – прогресс не стоит на месте и понимание нашей нездоровой зависимости от нефти плюс нарастающая экологическая напряженность привели к тому, что с 1994-го года в мировом сообществе стали звучать всё более откровенные призывы хотя бы как-то сократить использование автотранспорта.
Традиция проводить День без автомобилей началась в Англии в 1997 году, а еще через год прошла во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира. В настоящее время по приблизительным оценкам, в этой акции каждый год участвуют более 100 миллионов человек в 1,5 тысячах городов мира. Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, главы городов и руководители различных организаций садятся в этот день на велосипед, чтобы напомнить общественности о проблемах, которые несет с собой автотранспорт. Хотя бы раз в год. Крупные города многих стран в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро и других видов общественного транспорта, а также велосипедов и пешей ходьбы. В некоторых городах в этот день также проходят специально организованные мероприятия.
Нарастающая популярность Всемирного Дня без автомобилей вполне объяснима. Кроме того, многие уже сейчас понимают, что двигателю внутреннего сгорания, работающему на переработанных нефтепродуктах, есть множество прекрасных и перспективных альтернатив. Это не только новые технологии, которые приходят на смену бензиновым и дизельным двигателям, но и хорошо забытые старые – велосипеды, общественный транспорт и пешие прогулки.
И, конечно, важно не столько ярко провести День без автомобиля, сколько создать всем желающим условия для максимального отказа от автомобильного транспорта во все остальные дни года. А что в этом плане сделано в Запорожье? Да почти ничего. Велодорожки в городе по-прежнему настолько фрагментарны, что не играют никакой функциональной роли. Неумно сделать так, чтобы человек 200 метров ехал на велосипеде, а потом 500 метров тащил его на себе или подвергал свою жизнь опасности. А ведь опыт как европейских городов, так и некоторых городов Украины говорит о том, что во многих случаях не нужно больших капиталовложений. Достаточно сделать необходимую дорожную разметку. Впрочем, что говорить о разметке для велосипедного движения в городе, где тысячи людей каждый день подвергаются смертельной опасности, потому что не возобновлены «зебры» пешеходных переходов, стертые автомобильными шинами!?
И все же приведем в пример некоторые европейские города, в которых автору этих строк недавно посчастливилось побывать. Сразу, чтобы не повторяться, отмечу общее место. Ни в одном из городов Польши, Чехии, Германии не видел ни одной маршрутки. Такого вида транспорта там не существует.
Бывший побратим Запорожья, польский город Вроцлав. За 27 лет после расставания этот город уже, наверное, недосягаемо обогнал Запорожье в своем промышленном развитии. За городом появились новые суперсовременные предприятия. Электроника, автомобилестроение и т.п. Поэтому бурно развивающаяся индустриализация не повлияла на экологию города. Тем не менее видно сразу, что экологии транспорта здесь уделяют серьезное внимание. Начнем с того, что велосипед здесь является одним из видов общественного транспорта. Разметка для велосипедного движения – практически на всех улицах. Велосипедистам отводится как часть тротуаров, так и часть автомобильного полотна. Велопарковки – это не жалкие трубы, к которым можно приковать свой велосипед. Это часто еще и своеобразное велоСТО с компрессором, чтобы можно было за секунду подкачать камеру, с элементарным набором инструментов. Очень развита сеть парковок общественных (городских) велосипедов, которые каждый может взять напрокат. Внес через Интернет небольшую сумму со своего карточного счета, получил код, и берешь велосипед на стоянке неподалеку от дома, потом ставишь на стоянке поблизости от места работы. Точное время проката фиксируется электроникой парковки. С тебя взымается сумма, соответствующая времени проезда. До 20 минут – вообще бесплатно.
Если говорить об остальном общественном транспорте, то здесь тоже доминирует экологически чистый – трамвайный, сеть которого очень развита. На каждой остановке – расписание движения. И если написано, что трамвай приедет в 12.41, то он приедет именно в 12.41. То же касается и автобусов. В случае очень редких происшествий на дороге возможна задержка разве что до двух минут. Интервалы на каждом маршруте – небольшие. Ждать долго не надо. В салонах- кондиционеры. На табло высвечивается следующая остановка.
Вроцлав – привлекательный город для туристов. И нужно отметить, что все туристические микроавтобусы и автомобили – это электрокары.
Но, конечно, вроцлавский электротранспорт все же меркнет по сравнению с пражским. Чешские трамваи, к которым мы привыкли, там еще на окраинах города встречаются, но редко. Современные же трамваи производства концерна Шкода напоминают скорее японские скоростные электрички. Они, как правило, вместительные, состоят из 3 – 5 секций. Сеть развита беспрецедентно. Там не одна сотня маршрутов, интервалы движения очень короткие, в центре вообще трамваи ходят один за другим. Только там понимаешь, что такое общественный транспорт, приспособленный для перевозки людей с инвалидностью. Высота платформы остановки и подножки трамвая совпадают сантиметр в сантиметр. Все продумано до мелочей. То же можно увидеть и в немецком Дрездене.
Все это у многих из нас может вызвать вздох обреченности: «Куда уж нам!» Но давайте попробуем сделать хоть что-то, давайте требовать от городских властей идти хотя бы по тому пути, по которому уже прошли наши бывшие партнеры по соцлагерю. У них же стартовые возможности были не лучше, а часто и хуже наших.
А для начала попробуйте, пусть даже и не 22 сентября, провести только один день без использования личного автотранспорта. Этим мы непременно внесём существенный вклад не только в наше собственное здоровье, здоровье наших детей и близких, но здоровье людей всего города, всей планеты, позитивно влияя на экологию!
Сергей Веретенников