День 7 апреля. Памятные даты и события

 
Сегодня в мире отмечают Всемирный день здоровья, а у христиан восточного обряда праздник Благовещения.
 
7 апреля. Памятные даты

Сегодня под эгидой ВОЗ в мире отмечают Всемирный день здоровья. Именно в этот день в 1948 году вступил в силу Устав Всемирной организации здравоохранения, подписанный в июле 1946. С 1950 года Всемирные дни здоровья отмечаются ежегодно 7 апреля, и каждый раз они посвящены определенным темам. Каждая тема отражает приоритетную сферу деятельности, является актуальной для ВОЗ на данный момент.

Всемирный день здоровья является хорошей возможностью для всех стран мира приложить сконцентрированные усилия для решения ключевых вопросов общественного здравоохранения.

Нынешний год объявлен Международным годом работников сестринских и акушерских служб, поэтому мероприятия Всемирного дня здоровья 2020 года будут посвящены жизненно важной роли медицинских сестер и акушерок в охране здоровья людей во всем мире и необходимости укрепления сестринских и акушерских служб.

***

Вместе с тем, ежегодно 7 апреля международная общественность чтит жертв геноцида в Руанде, когда в результате жестоких межэтнических столкновений были убиты почти миллион человек. Международный день памяти о геноциде в Руанде отмечался сначала только в странах — членах Африканского союза, но с 2013 года День установлен на уровне ООН. После гибели в авиакатастрофе президента страны Жувенал Габьяриманы (6 апреля 1994; президентский самолет был сбит ракетой при подлете к Кигали) в Руанде начались кровавые межэтнические столкновения, в результате которых за 100 дней были убиты почти миллион человек народности тутси (в то время 11% населения страны).

Церковь разрушили бульдозерами и зарезали прихожан мачете
Геноцид в Руанде. Фото: blogforlife.org

Издавна на территории Руанды жили два племени: тутси и хуту. Первые были меньшинством, но так сложилось, что на протяжении десятилетий власть в стране принадлежала именно им. Это вызвало недовольство этнического большинства — хуту, которое считало такое положение дел вопиющей несправедливостью. С 1990 года в стране шла гражданская война и власть, наконец, перешла к хуту.

В 1993 году при участии международных организаций был установлен хрупкий мир, но радикально настроенные представители хуту призвали к войне и физического уничтожения тутси. Примечательно, что ведущую роль в разжигании конфликта, а затем и в самой трагедии сыграла официальная пропаганда, развернутая в руандийских СМИ. Многие из тутси были убиты знакомыми, соседями, коллегами и бывшими друзьями. Международное сообщество ограничилось эвакуацией собственных граждан. Бельгийский военный контингент, который находился в Руанде в качестве специальной миссии ООН, призванной контролировать соблюдение мира, получил приказ не вмешиваться во внутренние дела страны.

По сути, мир молча наблюдал за развитием катастрофы в Руанде. Лишь 22 июня 1994 года ООН санкционировала вмешательство французских войск в руандийские события. В столице страны Кигали действует музей геноцида, где самым страшным есть «детский» зал, в котором размещены большие детские фотографии, на каждой из которых — краткая справка: имя ребенка, возраст, что он любил, кем мечтал стать, а также информация о том, как его убивали. В 1999 году тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан публично извинился за «печальное бездействие» и «политическое безволие» руководства международной организации перед народом Руанды.

***

Сегодня у христиан восточного обряда праздник Благовещения — один из двунадесятых (главных) праздников в православном календаре. Благовещение это собственно «блага», или «добрая» весть.

Праздник отмечается с ІV века и посвящен событию, описанному в Евангелии апостолом Лукой. Дева Мария дала обет всю свою жизнь хранить девственность. Когда пришло время замужества, священники обручили Ее с Иосифом. После этого Дева Мария жила в его доме в Назарете.

В Евангелии рассказывается, что к Ней явился архангел Гавриил и возвестил благую весть — о будущем рождении Ею Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. Слова архангела были первой благой вестью не только для Девы Марии, но и для всего человечества после его грехопадения, то есть со времен Адама и Евы. Гавриил также объяснил, что зачатие произойдет чудесным образом — силой Святого Духа. Дева Мария со смирением приняла Божью волю, ответив: «Это, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему».

В церковном понимании, когда Мария выразила Свое согласие, состоялось зачатие Иисуса Христа. Именно с этого момента Слово стало плотью. Поэтому праздник Благовещения отмечается ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. Смысл праздника заключается в том, что прославляется смирение Девы Марии. Благодаря этому Бог воплотился и стал человеком. Так же, как когда-то через Еву в мир вошла смерть, так же теперь через Деву Марию в мир вернулась жизнь. Одним из древних обычаев, связанных с праздником Благовещения, является обряд выпускания в этот день на волю птиц, что символизирует освобождение человеческой души от рабства греха.

Даты дня:

101 лет со дня рождения Омельяна Прицака (1919-2006), выдающегося украинского историка, востоковеда, лингвиста, иностранного члена НАН Украины, члена Научного общества имени Шевченко, Украинской свободной академии наук, почетного доктора всемирно известных университетов, члена многих академий наук мира, одного из соучредителей Международной ассоциации украинистов, Организатора украинской науки в мире; основателя и многолетнего директора Украинского научного института Гарвардского университета, Института востоковедения имени А. Крымского НАН Украины, редактора многих научных журналов.

 

В украинской историографии чуть ли не самой известной стала концепция Емельяна Прицака о происхождении Руси, связь древней истории Украины и тюркоязычного мира. Автор около 1000 научных трудов по востоковедению и истории Украины.

Емельян Прицак родился на Львовщине (с. Лука Самборского района), его детство и юность прошли в Тернополе. В этом городе он окончил гимназию, самостоятельно изучил несколько восточных языков. Высшее образование получил во Львовском университете (исторический факультет), Берлинском и Геттингенском университетах.

В 1940-1941 годах работал в должности младшего научного сотрудника и научного секретаря Львовского отдела Института истории Украины и учился в аспирантуре Института языкознания АН УССР, где научное руководство одаренным молодым ученым осуществлял академик Агафангел Крымский. В военные и послевоенные годы жил и работал в Германии (преподавал польский и украинский языки в Геттингенском университете), в начале 60-х годов переехал в США. В Америке плодотворно занимался научной и преподавательской работой, в частности, преподавал (до 1990) в Гарвардском университете.

В начале 90-х годов Емельян Прицак вернулся в независимую Украину. Он был избран иностранным академиком Академии наук Украины, он инициировал создание Археографической комиссии, преподавал историографию и историософию в Киевском университете им. Т. Шевченко. Большие аудитории главного вуза страны были переполнены от желающих послушать лекции Емельяна Прицака, ученого с мировым именем. Приходили туда не только студенты-историки определенного курса университета Шевченко, но и студенты из Могилянки — негде было яблоку упасть — сидели на скамьях, в проходах, на подоконниках. Не то, чтобы в украинском вузе не было хороших преподавателей или лекторов — просто Прицак был первым западным (настоящим) профессором, наглядным примером уровня преподавания в том же Гарварде. К примеру, он непринужденно вставлял во время лекции немалые цитаты на английском, немецком, французском, с легкостью переходя с одного языка на другой, и снова возвращаясь на замечательный украинский.

Блестящий интеллект, манера, стиль, глубина — все это было «высшим пилотажем» не виденным ни русифицированным украинским студенчеством, ни «советскими» преподавателями.

***

В этот день родился Фрэнсис Форд Коппола (1939), американский кинорежиссер, продюсер, сценарист.

 

 

Поставил фильмы: «Бойцовая рыбка», «Крестный отец», «Разговор» (приз МКФ в Канне, 1974), «Клуб «Коттон»», «Апокалипсис сегодня» (приз МКФ в Канне, 1979), «Дракула» (премия «Оскар», 1992), «Такер», «Молодость без молодости» и др.

Талантливым Коппола себя не считает. «Все что у меня есть — это воображение. Оно у меня богатое. А еще я продуктирую все время идеи. Пеку их как пирожки. Порой они оказываются неплохие», — замечает режиссер. А еще он уверен, что чем меньше бюджет, тем лучше идея. Скромность — одна из его черт. Кроме того, он не злобный и не завистник, что для человека его круга чуть ли не редкость.

Он давно дружит с другим американским кинопатриархом Мартином Скорсезе. Ему нравится то, что делают братья Коэны: «Если бы меня когда-то с ними сравнили, то посчитал бы это честью», — говорит Коппола. Что повлияло на выбор профессии? Черно-белый фильм Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». После просмотра ленты юный Фрэнсис понял, чем будет заниматься всю свою дальнейшую жизнь. Если бы он ничего не снял кроме гениального «Апокалипсиса» (свободная экранизация повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы»), или «Крестного отца», хотя это совершенно разные фильмы, то все равно вошел бы в историю киноискусства.

***

Сегодня день рождения у Василия Голобородько (1945), украинского поэта, мастера верлибра. Автор поэтических сборников «Зелен день», «Ікар на металевих крилах», «Калина об Різдві», «Летюче віконце» и др.

Лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко (1994), премий Василия Симоненко, Николая Трублаини. Стихи поэта переведены на полтора десятка европейских языков.

Василий Голобородько родился в селе Адрианополе в Луганской области и прожил там большую часть жизни, в 2000-х перебрался в Луганск, который был вынужден покинуть в 2014 году. Печататься начал в начале 1960-х годов, но скоро стал неприемлемым для советской системы. В 1967 году его исключили из Донецкого пединститута за «действия, несовместимые со званием советского студента» — за то, что он распространял среди студентов работу Ивана Дзюбы «Интернационализм или русификация».

К обучению в Москве Голобородько не допустили. С конца 1960-х до середины 1980-х его произведения не печатали в Украине, хотя они выходили за рубежом.

Оксана Забужко назвала Василия Голобородько «одним из величайших художников, которого подарила миру луганская земля», «одним из самых талантливых поэтов нашего «задушенного Возрождения» 1960-70-х». Он был одним из любимых поэтов Василия Стуса. Михайлина Коцюбинская замечала, что его стихам присуща «гениальная детская наивность».

www.ukrinform.ru/rubric-society/2912973-7-aprela-pamatnye-daty.html

(Visited 15 times, 1 visits today)
Оставить комментарий


Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *