Это произошло в результате Киевской наступательной операции, которая продолжалась с 3-го по 13 ноября 1943 года и была составной частью Битвы за Днепр – одной из самых масштабных и кровопролитных военных операций в мировой истории. В ней было задействовано до четырех миллионов человек с обеих сторон, а потери составляли более двух миллионов человек. Во время освобождения Киева советские войска понесли огромные потери, ведь по негласному приказу Сталина столицу Украины надо было взять к очередной годовщине Октябрьской революции.
Как известно, самые ожесточенные бои шли за Букринский плацдарм, который был в противовес неуспешному Лютежскому. Ночь с 5 на 6 ноября стала решающей в битве за Киев. По Брест-Литовскому шоссе (проспект Победы) в город вошли первые танки. До четырех утра сопротивление противника в городе было сломано. После обеда в Киев вошли основные части советской армии.
Город был разрушен и почти пуст. В центре – одни обгоревшие руины (отступая, гитлеровцы поджигали все, что могли), среди которых кое-где можно было увидеть отдельных истощенных, деморализованных киевлян. Больше Вего жителей встречалось на Подоле, Шулявке, Демеевке. Всего в городе в то время насчитывалось около 100 тыс. жителей, то есть лишь десятая часть довоенного населения. Силами военнопленных нацисты пытались в последние месяцы своей власти замести следы массовых убийств в Бабьем Яру и в районах расположения концлагерей. Но скрыть эти преступления было невозможно.
Гитлеровская оккупация города длилась 778 дней – с 19 сентября 1941 года по 6 ноября 1943 года.
Сегодня в мире отмечается Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов. День установлен Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 2001 года. Как отмечается в резолюции, человечество всегда считало военные потери по количеству убитых и раненых солдат, а так же мирных жителей, разрушенных городов и инфраструктуры, но окружающая среда оставалась тихой и незаметной жертвой войны.
Для победы в войне засыпались колодцы, сжигались посевы, полностью вырубались леса, уничтожались угодья и вырезался скот. Кроме того, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) обнаружила, что за последние 60 лет, по крайней мере, 40 процентов всех внутренних конфликтов были связаны с эксплуатацией природных ресурсов, будь то ценные ресурсы, такие как древесина, алмазы, золото и нефть, или дефицитные ресурсы, такие как плодородные земли и вода. Было также установлено, что конфликты, связанные с природными ресурсами, в два раза чаще других склонны к рецидиву.
ООН придает большое значение тому, чтобы деятельность в области охраны окружающей среды становилась частью усилий по предотвращению конфликтов, стратегии по поддержанию мира – потому что не может быть прочного и устойчивого мира там, где природные ресурсы, обеспечивающие надлежащий уровень жизни и адекватное функционирование экосистем, повреждены или разрушены.
27 мая 2016 года участники программы Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде приняли резолюцию, признающую роль здоровых экосистем и регулируемых устойчивым образом ресурсов в снижении риска возникновения вооруженных конфликтов. В ней также нашла подтверждение твердая приверженность полному осуществлению целей в области устойчивого развития, перечисленных в резолюции 70/1 Генеральной Ассамблеи под названием «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
События дня:
В этот день в 1960 году состоялся запуск первой очереди метрополитена в Киеве – Святошинско-Броварской линии (от станции «Вокзальная» до станции «Днепр»), длиной 5,2 км. Интересно, что это стало радостным событием для киевлян, но еще не решало проблему сообщения между центральной частью и удаленными промышленными и жилыми районами Левобережья. Ее принципиальное решение было связано со строительством моста Метро, который вступил в строй уже в 1965 году.
Вопрос о строительстве метрополитена в столице Украины поднимался в 1936 году (хотя идея создания подземной железной дороги возникла еще в далеком 1884), но воплощению амбициозных планов помешала война. После освобождения Украины от нацистов, в связи с послевоенным восстановлением города, его ростом и увеличением количества горожан, тема метро стала чрезвычайно актуальной. Окончательное решение о строительстве подземки в Киеве было принято в конце 1944 года, а само строительство началось в 1949 году. Сейчас Киев невозможно представить без метро – базового вида общественного транспорта столицы. На его долю приходится более 50% общего объема городских пассажирских перевозок.
В настоящее время метрополитен состоит из трех действующих линий общей протяженностью почти 70 километров и 52 станций. Четыре из них – «Университет», «Вокзальная», «Крещатик» и «Арсенальная» являются памятниками архитектуры местного значения. Наиболее загруженными являются станции «Вокзальная», «Лесная», «Петровка», «Святошин», вблизи которых находятся крупные железнодорожные станции и маршруты пригородного транспорта. Пассажиропоток на каждой из них составляет около 60 тыс. пассажиров в сутки. Примечательно, что самой глубокой станцией метрополитена в мире является «Арсенальная» – она располагается на глубине 105,5 метров.
6 ноября 1961 года, в Киеве, на Крещатике-26 открыли первый в Украине телецентр. Его строительство началось в 1949 году, все оборудование было украинского производства. Киевский телецентр стал пионером в области современных стандартов телетехники в мире. Стандарт развертывания изображения на 625 строк вскоре был принят в Европе и большинстве стран мира. Интересно, что на то время в городе насчитывалось только 662 телевизора. В первые годы не было строгого графика выхода передач в эфир. Они, как правило, транслировались дважды в неделю объемом 1,52 часа. Через год у киевлян насчитывалось уже около 2 тыс. телеприемников.
Даты дня:
170 лет со дня рождения Михаила Цегельского (1848-1944), украинского церковного и общественного деятеля. Один из основателей «Русского педагогического общества» в Каменце-Струмиловой и Украинского католического союза (1931). В 1917-1918 гг. отец Михаил был генеральным викарием митрополита Андрея Шептицкого. Сын Михаила Цегельского – Лонгвин в 1919 году на Софийской площади в Киеве от имени Западно-Украинской Народной Республики объявлял Акт воссоединения.
163 года со дня рождения Дмитрия Ивановича Яворницкого (1855-1940), украинского археолога, этнографа, фольклориста, лексикографа, писателя, известного исследователя истории украинского казачества, которого современники уважительно называли «казацким отцом». Родом из Харьковщины, из семьи священника. Начальное образование получил дома, лучшие воспоминания детства – сказки и легенды о казаках, которые рассказывала бабушка, а также чтение, которые устраивал отец почти каждый вечер для всей семьи. Впоследствии учился на историко-филологическом факультете Харьковского университета. Большое влияние на формирование его мировоззрения оказали Потебня и Сумцов.
Жил и работал в Петербурге, Москве, Харькове, Запорожье, Екатеринославе (Днепр). В 1918 году Яворницкий стал профессором Екатеринославского университета на кафедре истории Украины. Организовывал археологические раскопки на Запорожье. Собрал богатейший фольклорный и этнографический материал. Составил «Словарь украинского языка» (1920), значительная часть которого была использована при создании словаря Бориса Гринченко. С 1902 года заведовал Музеем древностей Екатеринославской губернии (теперь Днепропетровский исторический музей им. Академика Д.И. Яворницкого). В 1920-1933 гг. работал в Днепропетровском университете. С 1927 – ответственный руководитель постоянного археологического надзора и археологических раскопок на территории строительства Днепрогэса. Опубликовал сборник стихов «Вечерние зори» (1910), роман «За чужой грех» (1907), повесть «Где люди – там и беда» (1911) и др.
За работу по изучению и пропаганде истории украинского народа Дмитрий Яворницкий подвергался преследованиям со стороны царской власти, но и при большевиках ему жилось не лучше. В 1933 году ученого обвинили в «украинском буржуазном национализме» и выгнали из музея. Некоторое время ему – ученому с мировым именем и профессору – не платили даже пенсию, что было для пожилого человека не только материальным, а, прежде всего, моральным ударом, огромной обидой. После такого пренебрежения Яворницкий заболел и на полгода оказался на больничной койке. Выздоровев, ученый больше не переступал порога музея, вернувшись к творческому труду (в частности написал «Историю города Екатеринослава» и воспоминания о лучшем друге Илье Репине). Жизнь выдающегося ученого, исследователя украинской казацкой старины, прервалось на 85 году жизни – он скончался 5 августа 1940 года в Днепре. Сначала его похоронили на городском кладбище, но в 1961 году, по завещанию ученого, перезахоронили на территории Днепропетровского государственного исторического музея.
Годовщина смерти:
День памяти Николая Витальевича Лысенко (1842-1912), украинского композитора, пианиста, педагога, хорового дирижера, музыкально-общественного деятеля; основоположника украинской классической музыки. Его смерть была внезапная – композитор утром 6 ноября собирался идти в Музыкально-драматическую школу, как вдруг случился сердечный приступ. Олена Пчилка (кстати, Лысенко держал венец во время ее венчания) вспоминала, что после смерти на лице Лысенко было выражение сожаления и печали, а уже потом лицо покойника стало строгое.
Хоронили композитора на пятый день – ждали, пока съедутся родственники, дети и многочисленные делегации со всей Украины. На Байковом кладбище гроб сопровождали тысячи людей, несколько хоров. Сын Николая Лысенко Остап (1885-1968; музыковед) в книге, посвященной отцу, писал: «Как в тумане вижу огромные толпы народа. Море человеческих голов». «С уверенностью, как стоит Киев, не было таких похорон», – год спустя писала Олена Пчилка. На километр растянулась траурная процессия. Десятки тысяч людей… шли за гробом, покрытым красной китайкой…»
https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2572987-6-noabra-pamatnye-daty.html