В гостях у «МИГа» побывал советник Запорожского городского головы Валерий Эделев. В режиме «прямой линии» он ответил на вопросы журналистов и читателей газеты о том, как выжить малому бизнесу в условиях карантина, что для этого делает городская власть, и почему наиболее жесткие ограничительные меры коснулись только самых незащищенных мелких предпринимателей.
– Меня зовут Валентина Дмитренко. Я продаю на рынке молочную продукцию. Это единственный доход для меня и моих троих детей. Но из-за введенных ограничений, связанных с коронавирусом, мы оказались в ужасном положении. А поспособствовала этому городская власть. В Запорожье на неделю раньше, чем в других регионах, закрыли все рынки на карантин. Причем без предупреждения. Мы пришли на работу 17 марта и увидели запертые ворота. При этом накануне все закупили товар под реализацию, а продать его уже не смогли. Особенно пострадали те, кто торгует скоропортящейся продукцией. В результате и я, и сотни моих коллег остались и без товара, который пришлось выбросить, и без денег. Я не понимаю, как городская власть могла так поступить – позволить олигархам и их супермаркетам спокойно работать, а мелким предпринимателям даже не дать возможности реализовать хотя бы тот товар, который они уже закупили?
– Все складывалось таким образом, что к коронавирусу поначалу во всем мире, не только в Украине и Запорожье, отнеслись не вполне серьезно. Осознание опасности этой инфекции пришло с опозданием – только после того, как в Италии начали массово умирать люди. И тут потребовалось уже срочно принимать решения и вводить жесткие карантинные ограничения. На подготовку и раскачку просто не было времени. Да и опыта действовать в таких условиях тоже ни у кого не было. Если бы мы вначале предупредили всех предпринимателей о готовящихся мерах, а рынки закрыли лишь спусти две недели, то могли бы вообще упустить контроль над ситуацией. Если помните, то ровно через два дня после принятия этого решения коронавирус выявили у директора одного из коммунальных рынков. Его, к сожалению, спасти не удалось, он умер. А представляете, сколько бы еще людей он успел заразить, если бы рынки продолжали работать? Мы вынуждены были в срочном порядке принимать непопулярные решения, но это было необходимо для спасения многих жизней.
Теперь по поводу того, почему рынки закрыли, а супермаркеты нет. Вообще без продуктов питания и товаров первой необходимости людей нельзя было оставлять. Приходилось выбирать. Крупными торговыми сетями просто легче управлять, их проще контролировать. Поэтому выбор был сделан в их пользу.
Должен также сказать о том, что благодаря жестким мерам, которые мы приняли, в Запорожской области количество инфицированных коронавирусом значительно меньше, чем в большинстве других регионов. И уровень смертности от этой болезни у нас один из самых низких в стране.
Однако нельзя забывать, что на сегодняшний день ситуация по-прежнему не стабилизировалась. Идет рост заболеваемости в Украине. Но правительство понимает, что многие люди, в первую очередь мелкие предприниматели, не в состоянии выжить в условиях жесткого карантина. Если чиновники получают зарплаты, то предприниматели, лишившись возможности работать, просто не смогут прокормить себя и свою семью. Поэтому и были сделаны послабления. Открылись рынки, небольшие магазины, заработали гостиницы и т.д. Но при этом всех предупредили о необходимости соблюдать строгую личную гигиену, выдерживать социальную дистанцию, носить маски, дезинфицировать руки. Но нет! Многие нарушают даже такие простые требования, не задумываясь о том, к чему это может привести.
– Наталья, предприниматель с Крытого рынка. Объясните, пожалуйста, почему у нас действуют двойные стандарты для разных торговых предприятий? Например, на рынках в обязательном порядке на входе должны стоять контролеры – измерять всем посетителям температуру тела и обеспечивать дезинфекцию рук. За несоблюдение этих требований проверяющие грозят просто закрыть рынок. А вот в супермаркетах никому температуру не проверяют, руки посетителям не дезинфицируют, и ничего.
– Указанные требования обязательны для всех торговых объектов. Я знаю, что на рынках тоже не всегда посетителям измеряют температуру. Хотя в последнее время именно на коммунальных рынках очень много сделано для соблюдения защитных мер – оборудованы пленочные экраны между покупателями и продавцами, есть в наличии дезсредства, проводится дезинфекция прилавков и пр. А вот в супермаркетах, как вы справедливо заметили, нередко нарушают установленные правила. Но чаще в этом виновны сами покупатели. Причем, когда им делают замечания, они часто отмахиваются и даже грубят. Тем не менее, в средине июня мы письменно еще раз предупредили руководителей рынков и магазинов о необходимости строго соблюдать установленные на данный момент санитарные требования. И сейчас проводим ряд проверок. В случае выявления нарушений к руководству торговых предприятий будут применены самые строгие дисциплинарные меры.
– Мне все же не понятно, почему почти три месяца было запрещено работать небольшим непродовольственным магазинчикам, ремонтным мастерским и т.п.? Уж там-то соблюдать санитарно-гигиенические требования было бы намного проще, чем в крупных супермаркетах. В маленьких магазинах обычно один работник за прилавком и один посетитель в час. Неужели местные власти не могли дать возможность им работать, хотя бы и с ограничениями?
– Дело в том, что решения о запретах и послаблениях, связанных с коронавирусом, принимает Госпродпотребслужба и Главный санитарный врач Украины. Органы местного самоуправления не имеют права отменять введенные Киевом запреты. Они могут лишь ужесточить какие-либо меры. Например, если Главный санитарный врач Украины дает разрешение на посещение гражданами парков, то местная комиссия по чрезвычайным ситуациям и горсовет могут в своем городе отсрочить выполнение этого решения – если эпидситуация неблагополучна. Но смягчить самостоятельно карантинные меры они не вправе. А решение о закрытии на время карантина всех МАФов и небольших непродовольственных магазинов принималось именно в Киеве.
– Почему общественный транспорт в Запорожье не дезинфицируют и даже не моют должным образом, хотя на это якобы выделяются деньги? Сколько раз видела тучи пыли в салоне!
– Эти вопросы неоднократно обсуждались на оперативных совещаниях в мэрии. И каждый раз глава профильного департамента докладывал, что в общественном транспорте дважды в день проводят дезинфекцию. Но вашу информацию я обязательно приму к сведению и распоряжусь провести выборочную проверку маршруток, троллейбусов и автобусов. По ее результатам, в случае выявления нарушений, будут приняты самые жесткие административные меры.
– Есть и еще один момент. Маршрутки, которые едут в отдаленные от центра микрорайоны, набиваются пассажирами под завязку, хотя разрешено перевозить столько людей, сколько имеется сидячих мест. Но никто этого не соблюдает. Соответственно, не выдерживается социальная дистанция. Тут даже маска не защитит, если в салоне окажется человек, инфицированный коронавирусом.
– Такие вопросы должна контролировать дорожная полиция. Но я его тоже возьму под личный контроль.
– Меня зовут Сергей Владимирович Чернов. Я предприниматель вещевого рынка «Анголенко». Почему городская власть, принимая решение о закрытии рынков и лишая нас заработка, не продумала никаких компенсационных мер для предпринимателей? Даже не отменила на время карантина уплату единого налога, что как раз в компетенции мэрии? В марте, апреле и мае я не получал ни копейки дохода, но должен был, помимо прочего, платить и этот налог. Лишь в конце мая горсовет, наконец, принял соответствующее решение о временной отмене налога – но только для упрощенцев первой группы. Однако и в июне налоговики все равно требовали уплаты единого налога – мол, они никаких распоряжений от мэрии не получали. Разве так делается?
– Уплата единого налога действительно в компетенции местных органов власти. Но отменить ее можно было при условии соблюдения целого ряда регуляторных процедур, что потребовало бы не меньше трех-четырех месяцев. Поэтому только после выхода соответствующего постановления Кабмина мы смогли принять решение о введении нулевой ставки единого налога для предпринимателей первой группы. И поскольку сделано это было действительно с опозданием, то и сроки действия нулевой ставки сдвинули, продлив их до конца августа.
Я понимаю, что в такой сложный период самая действенная помощь – финансовая. Но у нас в стране просто нет таких ресурсов, как, например, в США, где Конгресс принял решение выделить для поддержки экономики пять миллиардов долларов. Увы, но мы можем рассчитывать лишь на собственные скромные возможности. Определенные меры были приняты на уровне правительства Украины. Что касается запорожской власти, то мы тоже постарались хоть чем-то поддержать наш малый бизнес. Помимо уже сказанного, это также нулевая ставка налога на нежилую недвижимость, которая находится в собственности юрлиц [если площадь помещений не превышает 300 кв.м.] – с 1 июля по 30 сентября. Кроме того, уменьшение на 50 процентов платы за временное пользование местами размещения рекламных объектов, находящихся в коммунальной собственности. Также, на время введения ограничительных мер, арендаторов объектов коммунального имущества освободили от арендной платы. А еще были выделены средства на частичную компенсацию процентных ставок по льготным кредитам субъектов малого и микробизнеса.
Подготовила Светлана ШКАРУПА
Фото Сергея ТОМКО