В Запорожье довольно много людей с творческим музыкальным потенциалом, в частности, андеграундного направления. Не только среди коренных жителей. Число обладателей музыкальных амбиций растет и благодаря большому количеству приезжих студентов. Но где им можно себя реализовать?
По словам знатоков движения, в настоящее время в городе осталось всего две крупных площадки, доступных для «андеграунд»-исполнителей: арт-кафе “Чемодан” и Old Pub.
“Чемодан” находится в центре города рядом с университетским городком. Требования для музыкантов минимальные, выступить можно после формальной прослушивания. При наличии творческого потенциала свободный вечер для исполнителя всегда найдется. Все необходимое для выступления [аппаратная часть] либо уже имеется, либо после предварительного разговора с администрацией предоставляется в день выступления. Есть и свой звукорежиссер.
Old Pub в Шевченковском районе отличается от “Чемодана” более узконаправленной музыкой. В основном тут приветствуются кавер-группы, например, “Буги Паровоз” [кавер группа на “ЧиЖ и Ко”]. Направления заведения в целом более соответствует пабу.
В оба клуба можно спокойно прийти и узнать у артдиректора либо владельца о свободных датах для своего концерта или хотя бы прослушивания. Финансовый вопрос сугубо индивидуален, гонорары либо проценты от продаж билетов для каждой группы оговариваются отдельно. Реклама мероприятий – частично на плечах заведения, частично на плечах самих музыкантов.
На данный момент андеграундное движение в городе переживает упадок. Это последствие череды закрытий заведений, каждое из которых имело свою «тусовку» музыкантов и слушателей, привыкших к друг-другу. В свое время славились З.Р.К. [Запорожский рок клуб], 7й Док, Chicago Blues и легендарный, в рамках нашего города, “Хлеб”.
По словам владельца “Чемодана” Дмитрия Непомнящего [в свое время он также активно участвовал в развитии “Хлеба” и “7-го дока”], площадки нашего города закрывались из-за несбалансированного развития и неверного финансового менеджмента. Музыкальная составляющая и, если можно так выразиться, “барная” должны развиваться параллельно. А в вышеописанных случаях ставка делалась, в первую очередь, на прибыли от концертной деятельности. Учитывая, что “забитый” зал в Запорожье – это исключение, а не постоянное явление, такая финансовая политика оказалась неверной…
Сегодня музыкантам сложно обрести коллектив [например, в городе очень много гитаристов, но найти бас-гитариста либо барабанщика – непросто], поэтому развиваться или просто поддерживать нынешний уровень музыкального мастерства является проблемой. Даже если группа собирается, то зачастую долго не существует, – слишком сложны первые этапы становления коллектива.
Успешные запорожские группы обычно мало известны дома, хотя довольно известны в других городах. Это явление – следствие того, что для молодого [и не только] музыканта, с авторской программой, дорога ведет по факту в один клуб, в то время как в крупных городах нашей страны обычно по две-три подобных площадки.
За пределами Запорожья это выглядит так. Есть три рок-клуба: А [полупрофессиональный/профессиональный уровень], Б [любительская сцена], В [молодые, но перспективные музыканты]. То есть существует система «ступеней» в развитии и четкое понимание того, что надо делать дальше. Обычно наших музыкантов радушно встречает, например клуб Meddisan [Кривой Рог] либо “Залатанный барабан” в Днепре. Причем это очень крупные площадки, куда на концерты почитатели музыки ходят много и стабильно. Помимо них, там есть по нескольку площадок поменьше, что дает больше возможностей для развития.
Возвращаясь к Запорожью, можно сделать невеселый вывод: музыкантов много, играть хотят, конкуренция растет, публика хочет и ждет, но площадок для полноценного развития авторской музыки в нашем городе не хватает.
Евгений Отрепов, фото из архива автора