Эти очень динамичные снимки в трехкамерном судоходном шлюзе через плотину Днепрогэса сделал в 1948 году киевский фотограф и журналист Семен Фридлянд [1905 – 1964], сотрудничавший с журналами «Огонек» и «Водный транспорт». В его объектив попал пароход Днепровского речного пароходства министерства речного флота СССР «Ильич». На то время он был не просто стар, а суперстар (superstar): построили-то пароход – на судоверфи брянского торгово-промышленного товарищества генерала Сергея Мальцова, в 1884 году. На плаву, то есть, он пребывал… 64 года [его изначальное имя – «Радуль»]. Причем иногда пароход находился… и под водой. Кроме шуток. После 1928 года он совершал ежедневные рейсы по маршруту Киев – Гомель, а с началом войны с немцами обеспечивал действия сил военной флотилии в средней части Днепра и в августе 1941 года был затоплен – при отходе войск Красной Армии, в районе Кременчуга. В мае 1943 года германские саперы его подняли, однако восстановить не успели и в сентябре снова затопили – возле Киева. Еще раз подняли пароход водолазы-краснофлотцы в июле 1945 года и после восстановления на Киевском судоремзаводе он стал совершать регулярные рейсы по Днепру.
Очень может быть, что в момент прохождения через шлюз Днепрогэса за штурвалом парохода находился будущий капитан пассажирских судов системы украинского речного транспорта, Герой Социалистического Труда Петр Жук [1928 – 2009]. После окончания – в 1947 году, киевского ремесленного училища по специальности «Судоводитель» [ныне профессиональный лицей водного транспорта], он – до назначения помощником капитана парохода «Надежда Крупская», работал на «Ильиче» рулевым.
Снимки суперстаровского парохода в Запорожье сделаны с двух ракурсов – с носа и с кормы. При этом один внимательный человек, рассматривая их, предложил мне обратить внимание на моряка в белой фуражке, сидящего на корточках на верхней палубе – за леерным ограждением. Если приглядеться, его фуражку можно разглядеть и на втором снимке – далеко впереди.
*
Тактико-технические характеристики «Ильича»:
длина корпуса – 62,26 м
ширина расчетная – 6,43 м
ширина габаритная – 11,38 м
высота борта – 2,13 м
материал корпуса – сталь
настил главной палубы – древесина
тип главного двигателя – паровая машина Compaund
пассажировместимость – 600 (525) чел
экипаж – 14 чел.
Счастливого пути, «Радуль»!
Кстати, Радуль – это поселок в Черниговской области, расположенный на левом берегу Днепра.
**
Для сравнения вместе с чуть осовремененными снимками подаю и их оригиналы.