Корабль этот, а он представляет из себя парусник с наполненными ветром парусами, знают все, кто хотя бы однажды заглядывал в курортный Бердянск и прогуливался по Приморской площади. Установлен он на четырехметровой гранитной колонне неподалеку от знаменитого памятника «Бычку кормильцу». Ну, да, этот парусник – тоже памятник. Его иногда так и называют: памятник паруснику…или просто Кораблик. Хотя на постаменте сказано о паруснике следующее: «Капитану второго ранга Критскому, определившему место строительства пристани Бердянск». Причем скульптор Анатолий Харечко изобразил корабль настолько тщательно и со знанием дела, будто он сам вместе с капитаном Критским в начале позапрошлого века искал на Азовском море место для будущего порта. Для бердянцев этот скульптор – свой человек: Анатолий Харечко родился в Бердянске 4 октября 1941 года [тогда – Осипенко], за три дня до оккупации города гитлеровцами. То есть, ему нынче исполнилось 80 лет. Хороший возраст для творчества!
Специальное образование Анатолий Минович получил на скульптурном факультете Киевского государственного художественного института [теперь – Национальная академия изобразительных искусств и архитектуры], который закончил в 1967 году. Потом, как уточняет официальный веб-портал Бердянского горсовета, работал на киностудии имени Александра Довженко художником-декоратором, художником фильмов первой категории; участвовал в постановке более 20 картин, в том числе таких, как «Каменный крест», «Ватерлоо», «Гипнотизер». С 1971-го по 1973 год он – главный художник, заместитель директора Киевского экспериментального художественно-производственного комбината. С 1976 года – член Национального союза художников Украины. Начиная с 1967 года, выполнил более 100 монументальных произведений, скульптурных композиций и дизайнерских работ.
Кроме памятника капитану Критскому, Анатолий Харечко создал для Бердянска также памятник «Цветок возрождения», называемый в обиходе Подсолнухом. Знак установлен в центре города в 1983 году – в честь 40-летия освобождения Бердянска от фашистских захватчиков. Символизирует он «возрожденный из руин город, который, как цветок, поднялся из пепла», – так памятник представляют гостям сами бердянцы.
Из интересных работ скульптора Анатолия Харечко в Киеве я выбрал две:
памятник Петру Нестерову, установленный возле проходной Киевского авиазавода, и памятник футболистам «матча смерти» – футбольного матча, сыгранного в оккупированном Киеве летом 1942 года футболистами киевского «Динамо» с фашистами. Представляет из себя символическую фигуру атлета, подавляющего стервятника.
*
[Фото автора и из открытых Интернет-источников]
Памятник капитану второго ранга Критскому
Памятник Цветок возрождения
Цветок возрождения
Памятник Петру Нестерову
Памятник футболистам “матча смерти”