Первая — после Второй мировой войны, всемирная выставка изобразительного искусства работала в столице Бельгии — городе Брюсселе (во Дворце искусств), с 17 апреля по 19 октября 1958 года. От СССР в ней участвовали картины 200 художников. Две акварели украинского художника (родом из Херсона) Алексея Шовкуненко тоже были представлены. Написанные в Запорожье в начале тридцатых годов, они на Брюссельской выставке были удостоены серебряной медали.
По времени создания акварелей нетрудно догадаться, с чем связаны работы. Конечно же, с Днепрогэсом. Называются эти работы так:
«Днепрострой»,
«Днепрострой. Пароход проходит шлюз».
Наша история.
Между прочим, за время работы в Запорожье Алексей Шовкуненко написал более 70 картин. Часть из них находится в Херсонском художественном музее, который носит имя художника. Я же со своей стороны к теме Днепрогэса хочу добавить… художника слова Остапа Вишню, который примерно в этом же время тоже находился в Запорожье. Его впечатления от гр андиозной стройки за днепровскими порогами изложены… в доносе в «органы».
Цитирую: «Остап Вишня, только что приехав из Запорожья, немедленно зашел на квартиру к Валериану Полищуку [украинскому писателю] и долго с ним совещался. Встретив меня на лестнице в доме, Вишня в разговоре сообщил, что собирается на несколько месяцев снова выехать в Запорожье . Необходимо заметить, что Остап Вишня и Павло Тычина неоднократно в разговорах с украинскими писателями жаловались, что на Днепрострой «натаскали москалей», там мало украинских рабочих и что на украинизацию Днепростроя «треба звернути увагу»… Сейчас намечается явная тенденция к перенесению культурного украинского центра из Киева в Запорожье. ДВУ [мне осталась непонятной эта аббревиатура, — авт.] приняло культшефство над Днепростроем — Запорожьем, не без влияния Вишни и Тычины. Туда стали ездить для выступлений украинские писатели правого фланга. К этой ниточке примешивается зоологический национализм — и отсюда вполне определившееся стремление к созданию «Українського Запоріжжя з українським Дніпрельстаном», на что «треба звернути увагу».
Это тоже наша история.
К слову, органы таки «звернули увагу»: в 1933 году Остап Вишня, вишневые усмешки которого сочны и ароматны, что спелые вишни в саду на Мелитопольщине или виноград в Бердянске, получил… десять лет лагерей.
Владимир ШАК