Как уже сообщал «МИГ», на недавней встрече, организованной Агентством региональных инициатив, запорожские чиновники, представители перевозчиков и Общественного совета в присутствии журналистов обсудили непростую ситуацию, которая сложилась в сфере общественного транспорта нашего города.
«Мы идем в ногу со временем, а значит – повышаем тарифы!»
С первых же минут встречи стало ясно, что главная цель мероприятия – подготовить запорожцев к скорому и неизбежному повышению стоимости проезда в общественном транспорте. Причем в перспективе тарифы на проезд начнут корректировать при каждом изменении цен на те же автозапчасти, горючее, другие энергоносители и т.д.
Подобные жесткие меры, по словам чиновников, обусловлены прежде всего изменившимся механизмом утверждения тарифов в сфере городского хозяйства [или любых других территориальных громад]. Теперь на территории громады, согласно регуляторной процедуре, размер платы за отопление, газ, водоснабжение, а также за проезд в общественном транспорте и др. утверждает исполком местных советов. Более того, эти тарифы в обязательном порядке должны быть экономически обоснованными.
– Да, мы будем повышать тарифы, потому что это требование времени, – заявил заместитель городского головы Роман Таран. – Цены повышаются, жизнь меняется, и мы вынуждены идти в ногу со временем. Кроме того, есть законодательные требования. Мы одни из первых, вслед за Киевом, начали регуляторную процедуру по установлению новых тарифов на общественном транспорте. Провели оценку предоставленных перевозчиками данных, подготовили проект регуляторного акта и начали процедуру его обсуждения, которая завершилась 25 января. Сейчас создается специальная рабочая группа, которая будет оценивать поступившие предложения по данному вопросу. А уже после этого исполком горсовета своим решением утвердит новые, экономически обоснованные тарифы за проезд в городском общественном транспорте. Произойдет это ориентировочно в марте.
Предполагаемые тарифы, которые будут действовать в Запорожье, – от десяти до четырнадцати гривен, в зависимости от протяженности маршрута и ряда других нюансов. То есть нас ожидает повышение проезда примерно в два раза [напомню, что предыдущее повышение тарифов было в конце апреля прошлого года]. Сложно сказать, насколько это экономически обосновано. Запорожские чиновники почему-то ориентируются именно на Киев – самый дорогой город в Украине. Но и зарплаты там самые высокие, не сравнить с запорожскими. Однако даже в столице после анонсированного на ближайшее время повышения тарифов стоимость проезда для местных жителей [по карточке киевлянина] вырастет максимум на две гривни – с 10,0 до 12,0 грн.
В других городах стоимость проезда ниже. К примеру, в Херсоне буквально на днях тоже приняли решение о повышении стоимости проезда на общественном транспорте. Теперь на маршрутках там утвержден единый экономически обоснованный тариф в размере 8,0 грн [было 6,0 грн]. А за проезд на троллейбусах плата пока остается прежней [5,0 грн] и повысится на одну гривню лишь летом.
В Виннице еще минувшим летом тарифы на проезд в муниципальном транспорте повысили до 8,0 грн. При этом стоимость электронных проездных билетов осталась прежней, льготной. И в ближайшее время об изменении тарифов даже речь не идет.
Так почему же запорожцев убеждают в том, что тариф в восемь гривен «слишком убыточен» и повышают его до 14 грн? В конце концов, тот же исполком, который сегодня утверждает «экономически обоснованные» тарифы, вправе часть затрат погашать за счет средств городского бюджета, а для горожан оставить стоимость проезда на прежнем уровне. Но такой вариант даже не рассматривается. Хотя муниципальный транспорт, по признанию самих запорожских чиновников, сегодня отнюдь не в бедственном положении.
Коммунальный транспорт – в полном порядке
Как заметил Роман Таран, если в 2015-2016 годах на коммунальном предприятии «Запорожэлектротранс» из-за низких
зарплат многие водители увольнялись, и ощущалась острая нехватка кадров, то впоследствии ситуация нормализовалась – «зарплаты подняли, старые троллейбусы и трамваи заменили на новые, и отток кадров прекратился».
– Водительский состав на «Запорожэлектротрансе» полностью укомплектован, – конкретизировал заместитель начальника управле6ния по вопросам транспортного обеспечения и связи горсовета Александр Кухарев, – Сбоев в работе нет. В настоящее время коммунальный транспорт [без учета частных маршруток] в городе обслуживает девять троллейбусных, семь трамвайных и одиннадцать автобусных маршрутов, На линию ежедневно выходят 35 троллейбусов, 48 трамваев и 89 автобусов. И еще в резерве, но полностью готовые к работе, находятся семь троллейбусов, четыре трамвая и десять автобусов. Если до 2016 года у нас порядка 60 процентов подвижного состава были в крайне изношенном состоянии и практически не годны к эксплуатации, то с тех пор парк значительно обновили. С 2017 по 2021 годы были приобретены 41 трамвай, 21 троллейбус и 85 автобусов…
Кроме того, Запорожский горсовет, в рамках соглашения с международными финансовыми учреждениями, планирует продолжить обновление парка городского муниципального транспорта. Предполагается приобрести 17 автобусов на газу, 20 троллейбусов с автономным ходом и 8,0 электробусов [по другим данным – 21 электробус]. Единственный минус в такой перспективе в том, что городу придется отдавать огромный кредит. А в новых реалиях «экономической обоснованности» невольно приходит мысль: не повлияет ли это на дальнейшее повышение стоимости проезда?
Частные перевозчики: неужели сплошные убытки?
Что касается частных перевозчиков, то тут официальная статистика совсем удручающая [неофициальная является «коммерческой тайной»].
– При таком тарифе, как сейчас, мы не можем содержать автотранспортное хозяйство и давать водителям достойные зарплаты, – сказал руководитель ООО «Феникс-Авто» Леонид Фельский. – Более 60 процентов маршруток у нас работает на газовом оборудовании, а стоимость метана выросла до 50-60 грн за кубометр. Вдвое подорожали запчасти, повысилась плата за электроэннергию и т. д. В итоге на линию у меня выходит только 25 единиц автотранспорта в сутки, а 45 простаивает.
По мнению еще одного частного перевозчика, директора ООО «Автостандарт» Александра Ефименко, повышение тарифов за проезд назрело уже давно.
– В лучшие времена, – сетует он, – на моем предприятии работали 160 водителей, сейчас осталось только 30. От трех маршрутов вообще пришлось отказаться из-за их полной убыточности. Расходы все время растут, да и водителей не хватает. Работать уже некому…
Сколько себя помню, столько частные перевозчики жалуются на убытки, рост цен и дефицит водителей… При этом до сих пор совершенно не ясно, как они вообще рассчитывают затраты, тарифы и пассажиропоток, ведь ни в одной запорожской маршрутке пассажирам не выдавали и не выдают билеты. Так откуда берется информация о том, сколько людей за смену перевозит каждый водитель на конкретном маршруте? Думается, что «с потолка». А городским властям, прежде, чем рассматривать вопрос повышения тарифов на частном транспорте, следовало бы навести в этом секторе должный порядок – позаботиться о нормальном техническом состоянии транспорта и о том, чтобы пассажирам в обязательном порядке выдавали билеты.
В противном случае все эти разговоры об убытках, простоях и т.п. – не более, чем замыливание глаз.
Особое мнение
ПЛАТУ ЗА ПРОЕЗД ПОВЫШАТЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
На своей страничке в Facebook запорожский журналист Виктор Сосницкий поместил рассказ одного из местных водителей маршрутки о своих затратах, доходах и о том, насколько в действительности жизненно необходимо повышение платы за проезд. Публикуем отрывки из этого материала.
“Элементарные математические расчеты доказывают, что действующий тариф в восемь гривен обеспечивает: зарплату водителям от 20 тысяч гривен в месяц, многомиллионную прибыль автоперевозчикам, закупку новых микроавтобусов по цене от 50 тысяч долларов…
…Рабочий день водителя маршрутки [назовем его Вася] начинается с финансового минуса: нужно заправить «Спринтер» 40-ка литрами дизтоплива – это 1240 гривен; заплатить за путевой лист – 550 гривен; плюс еще механику – 10 грн, доктору – 20, и диспетчеру – 30 грн. Итого – минус 1840 грн. При тарифе в 8 грн это 230 пассажиров.
За смену Вася совершает от шести до восьми оборотов, по итогам которых отстегивает хозяину маршрутки еще и так называемый план – 1200 гривен. Таким образом, дневные расходы увеличиваются до 3040-ка грн [380 пассажиров].
Работает Вася с напарником по 15 дней в месяц.
– Чтобы заработать за эти дни хоть десять тысяч гривен, мне нужно ежедневно перевозить 465 пассажиров, – рассуждает Вася. – Или 39 пассажиров в одну сторону при шести оборотах. Так что мой заработок во многом зависит от посадки-высадки пассажиров в часы пик. А то днем по салону гуляет только ветер.
При этом водитель считает, что подорожание проезда с 8 до 12-ти гривен только усугубит его финансовое положение:
“Сейчас и при восьми гривнах на остановках днем мало пассажиров, а при 12 гривнах пассажиры там просто вымрут, как мамонты”.
Разрулить проблему Вася предлагает путем снижения платежа за право работать на маршруте. Так как путевой лист ежедневно ему обходится в 550 гривен.
Суть схемы такова. На конкурсе в мэрии побеждает нужная фирма. Затем эта фирма арендует транспорт для работы на маршруте. Только за аренду платит не сама фирма, а наоборот – уже этой фирме водители платят за право работать на маршруте.
– Эта бумажка с печатью ежемесячно мне обходится в 8250 гривен, – возмущается Вася.
Ради интереса, берем среднюю стоимость путевого листа – 400 гривен, и умножаем на 800 маршруток в Запорожье. Это 320 тысяч гривен в день, или 120 миллионов гривен в год.
В целом, по подсчетам Василия, владельцы АТП с автопарком всего в 20 «Спринтеров» да еще и со своим СТО живут «в полном шоколаде». Прибыль только от выполненного водителями плана перевозок составляет 600 тысяч гривен в месяц.
– Если чиновники мэрии и собственники АТП так дорожат водителями, тогда им нужно просто начинать делиться, – подводит итоги Вася. – Только снижение стоимости путевого листа с 550-ти до 100 гривен, и уменьшение плана с 1200 до 1000 гривен в день – увеличат зарплату водителям маршруток на десять тысяч гривен в месяц. И это все при тарифе в 8 гривен”.
Полный текст читайте в Facebook:
https://www.facebook.com/victor.sosnytskyy/posts/4640005259438048