Во второй день апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Недавно Запорожье приобщилось к солидной компании украинских, европейских и американских городов, где об этом говорят не только в памятную дату устами СМИ.
Запорожский академический театр юного зрителя [Театр молодежи] пополнил свой репертуар постановкой пьесы британского драматурга Стивена Саймона “Загадочное ночное убийство собаки” [по одноименному роману Марка Хэддона].
Психологический триллер в двух актах о подростке-аутисте, созданный труппой под руководством главного режиссера, заслуженного деятеля искусств Украины Геннадия Фортуса, без преувеличения можно назвать творческой удачей.
“Я люблю математику и ненавижу метафоры”
…Его зовут Кристофер Джон Френсис Бун. Ему 15 лет, три месяца и два дня. Он знает все страны мира, и их столицы, и все простые числа до 7507. Он всегда говорит только правду. Хочет досрочно, а не в 18 лет, сдать экзамен по математике. Его мечта – космос, потому что там есть отсек, откуда можно наблюдать светящиеся диски, размышлять об энергии большого взрыва и где много механизмов и компьютеров – а он в них хорошо разбирается. И еще Кристофер Бун намерен осуществить собственный проект: найти, кто убил соседского пуделя Веллингтона, которого он нашел ранним утром с садовыми вилами в боку.
Но твоей прекрасно развитой логики для расследования маловато. Нужно еще общаться с людьми. А эти странные взрослые любят метафоры. То есть говорят одно, думают другое, делают третье. Да еще норовят тебя потрогать. Неважно, рукопожатие это, объятие или подзатыльник – тебя начинает бить истерика. Ну, не выносишь ты прикосновений. А еще ненавидишь желтый и коричневый цвета. Не ходишь дальше конца своей улицы. Не доверяешь чужим. Ты особенный…
…Мой папа признался, что это он убил Веллингтона. И что мама не умерла два года назад, а уехала в Лондон. С соседом Роджером, мужем хозяйки Веллингтона. Но я все равно поеду к ней. Ведь отцу нельзя доверять. Раз он убил Веллингтона, то может убить и меня…
Как актеры “размножили” мою личность
Восприятие спектакля автором этих строк менялось именно в такой последовательности – от третьего лица к первому. От отстраненного любопытства, как можно увлечь публику далеко не самой легкой и приятной темой, – до полного принятия происходящего на сцене. Причем третья стадия наступила очень быстро – благодаря ансамблевой игре артистов, выразительному визуальному ряду и спаянности мизансцен при лаконично-многофункциональной сценографии.
Главный герой в исполнении молодого актера Олега Абакуменко завоевал сопереживание вплоть до физиологических ощущений. Будто лично меня хватают за руки чужие люди, меня трясет и колотит, и это я, как в дурном сне, бьюсь о стену вранья и безысходности. Это мой отец поднял на меня руку. Это моя мама не понимает, как важно мне сдать экзамен по математике!
Удивительно, но в какой-то момент я почувствовала себя одновременно и этой нерадивой мамой-кукушкой [заслуженная артистка Украины Мария Нестулий], сбежавшей от трудного ребенка и только пишущей ему трогательные письма. И в момент разлада с любовником захотелось вместе с ней крикнуть Кристоферу: “Умоляю, не приставай, только не сейчас!”.
Хуже того: я ощутила всю тяжесть ответственности, долга и бесконечного терпения, которые несет на себе отец [артист Максим Игнатьев].
Моему “раз-множению личности” способствовали и другие персонажи – каждый со своей эмоцией: сердобольная миссис Александер [заслуженная артистка Украины Любовь Фриган], раздраженный Роджер [заслуженный артист Украины Станислав Шкляренко], гневная хозяйка Веллингтона миссис Ширс [Олеся Плохоткина], разбитной продавец Родри [заслуженный артист Украины Юрий Драненко], доброжелательная учительница [Екатерина Заплавная], дисциплинированный вокзальный полицейский [заслуженный артист Украины Сергей Цевелев] и другие лица третьего плана.
Безукоризненная сценография [небольшой помост и стойки с резиновыми лентами из аэропортовского антуража] художника-постановщика Татьяны Власенко молниеносно переносит зрителя из замкнутой комнатенки в школу, в соседский двор, на центральную улицу. А с помощью мультимедийного экрана [цифровой художник Татьяна Иванова] герои путешествуют не только из провинции в Лондон, но и из реального мира в область иллюзий и фантазий.
Спектакль заканчивается оптимистично словами Кристофера: “Я смогу добиться всего, чего захочу!”. И хочется верить, что понимание, принятие и поддержка особенных детей выйдет далеко за стены зрительного зала. Театр молодежи многое сделал для этого.
Анна Чуприна, фото с FB-странички театра