На мой взгляд, одно из самых удачных переименований – в рамках проходившей в Запорожской области декоммунизации, произошло в Мелитополе.
В этом городе, название которого, напомню, переводится как Медовый, а сам он находится на берегу реки Молочной, улицу и переулок, носившие имя командира кавалерийской дивизии времен Гражданской войны и героя анекдотов времен СССР Григория Котовского, переименовали в честь художника с мировым именем Александра Тышлера.
Причем Тышлер, в отличие от Котовского, к Медовому городу имел непосредственное отношение: он родился в Мелитополе 120 лет назад – 26 июля 1898 года.
Тышлер и Махно
С комдивом, кстати, художник, писавший невероятные, фантастические, напоминающие детские сны, картины, таки мог пересекаться в жизни: оба ведь в одно время служили в 12-й армии.
По легенде, которую в различных вариантах я слышал в Мелитополе, судьба свела однажды Тышлера и с батькой Махно: нагрянувшие в Мелитополь махновцы за какую-то провинность собрались было его расстрелять, но вмешался сам батька. Узнав, что перед ним художник, он распорядился: распишешь мне за ночь бричку – останешься жить.
Росписью Махно остался очень доволен. А Тышлер потом в течение 50(!) лет возвращался к образу мятежного атамана из Гуляйполя. Причем в присущей только ему манере.
Сначала, правда, мне показалось, что Тышлер высмеивает в некоторых своих работах батьку, изображая его… совершенно не таким, каким мы помним мятежного Нестора по сохранившимся портретам. «Вы не учитываете, – направили мои мысли в нужно русло сведущие люди, – что он был театральным художником, мир видел по-своему».
Так ведь и батька, дошло до меня, в юности играл в театральном кружке в Гуляйполе. Как он сам писал, «желал стать артистом и смешить зрителей». Вот и пересеклись судьбы двух артистов, двух мистификатора. Театр – это ведь всегда мистификация.
Рассказывают, что в Мелитополь в 1918 году отряд батьки Махно въехал под видом свадебного кортежа. При этом роль невесты исполнял лично батька.
«Махно в роли невесты», – так называется одна из первых работ Александра Тышлера из его, повторюсь, продолжавшейся полвека серии «Махновщина».
А заключительная картина цикла – “Махно на коне” 1976 года, представляет нам батьку… симпатичной дамой. В нем уже не угадываются мужские черты, как в прежних работах. Только карабин за плечами и сабля на боку свидетельствуют о решительном характере всадника, восседающего на коне, одетом в шляпу с букетом цветов.
Как я предполагаю, этой картиной художник изобразил… великого героя. Героя-победителя, если хотите.
Или, что точнее, представил Победу, передав ее зрителям в образе Махно.
Впрочем, это исключительно мое субъективное мнение – мой, скажем так, взгляд на творчество художника из Медового города. Художника-фантазера, очень часто превращавшегося в фантаста.
Тышлер и женщины
В этой связи интересны образы женщин на картинах мастера. Они – не от мира сего. Это иная, тышлеровская реальность. Фантастический мир Тышлера.
Представление об этом мире можно сложить, например, по созданной в 1970 году работе “Влюбленная пара”, которая лично мне приглянулась с первого взгляда.
Попробую ее пересказать.
Представим себе… вспышку северного сияния, которое озаряет Ее и Его [это сияние… или что-то типа сияния, к слову, присутствует на многих картинах художника – в качестве фона].
На голове у девушки находится… маленький домик с красным флажком сверху и с золотым колокольчиком внутри [размещение всевозможных конструкций и вообще чего бы то ни было на головах у своих героинь – это стиль Тышлера].
Флажок на домике развевается от свежего ветра, а в колокольчик, упрятанный в домик, звонит… мальчик-амур, дергая за тонкую нить.
Звон золотого колокольчика извещает: наступил час Любви, все остальное больше не имеет значения. Даже мира больше не существует. Остались только Ты и Я.
У девушки толстая длинная коса и развевающаяся сине-желтая фата, как бы подчеркивающая национальную принадлежность влюбленной [шутка… в которой, как известно, всегда присутствует доля правды], а в вытянутых руках – лодочка с двумя крохотными человечками, приветственно машущими влюбленным руками. Это, вероятно, их будущие дети.
Влюбленный юноша тоже слышит звон золотого колокольчика – он ведь специально наклонил голову к домику.
Где-то вдали едва угадываются очертания мельницы и каких-то строений. Они не важны. Они ничто в сравнении с Любовью.
Под ногами у влюбленных зелено-желтая, с алыми оттенками трава, а с синих небес паре улыбается желтое солнце.
История, напоминающая сон. Фантастический сон, переданный нам кистью талантливого мастера.
Причем сон этот не просто цветной: он цветной по-тышлеровски.
Мне остается добавить, что работа эта необычная находится… в областном художественном музее города Иркутска.
В Мелитополе, однако, тоже есть интересные работы Тышлера. И их периодически выставляют для всеобщего обозрения.
Владимир ШАК
Александр Тышлер в молодости
“Махно в роли невесты”, 1926
“Махно на коне”, 1976
“Влюбленная пара”
“Девочка с натюрмортом”, 1955
“Девушка с домиком”