Храмы Запорожской области: Свято-Никольский, 1819 года

Храмы Запорожской области: Свято-Никольский, 1819 года

Находится он в селе Приморское Васильевского района и является главным храмом Свято-Успенского женского монастыря Бердянской епархии.

По рассказу жителя Приморского Михаила Пшеничного, который записал в 1962 году будущий профессор ЗНУ Виктор Чабаненко [а в то время – ассистент кафедры украинского языка], «когда проезжала царица Екатерина запорожскими землями, то очень ей понравилась слобода над рекой — и она решила в ней отдохнуть. С царицей была большая свита: князья, генералы. Долго они отдыхали и пировали. А как уже стали ехать дальше, царица сказала: «Хорошо я здесь отдохнула и покутила. Пусть эта слобода называется Царицын Кут». С тех пор она так и называлось». Так или нет, но Царицын Кут [или Цар Кут] на берегу Днепра существовал аж до 1964 года. Хотя в обиходе местный люд называл его совсем уж буднично: Подстепное.

Кстати, слобода была основана около 1750 года козаками и беглыми крестьянами из Полтавской губернии. Согласно козацкому обычаю, на новом месте сразу началось строительство церкви, затем — атаманской хаты и прочих построек. По уверению старожилов,  церковь в селе появилась в 1780 году. При этом в Запорожском областном архиве упоминается о действующем в 1811 году храме в Цар Куте, а в Бердянской  епархии считается, что храм в селе существует с 1805 года [в 2005 году отмечалось его двухсотлетие]. Однако более точные данные о царкутском храме приводит епископ Таврический и Симферопольский Гермоген – в своем описании Таврической епархии за 1887 год: «Приходская церковь каменная, построена в 1819 году графиней Екатериной Литта [племянницей князя Григория Потемкина, — авт.] – с пособием бывших ее крестьян; в 1868 году она была перестроена и расширена прихожанами. Клировые ведомости [документы о службе лиц духовного сословия, — авт.] хранятся с 1811 года, а метрические книги – с 1812-го». Отсюда можно предположить, что служба в Царицыном Куте велась до строительства храма. Может быть, она осуществлялась в молельном доме, что в те времена в запорожском крае не было редкостью. Тем не менее, Свято-Никольский храм Приморского Успенского монастыря можно считать самым старым действующим храмом Запорожской области [или одним из самых старых]: согласно записям епископа Гермогена, ему точно уже двести лет.

История монастыря гласит, что Никольскую церковь в Царицыном Куте посетил однажды и совершил в ней богослужение святой Иоанн Кронштадтский – во время поездки к генералу Василию Попову, выстроившему в днепровских плавнях – в Васильевке,  неподалеку от Цар Кута, дворцовый комплекс. В 1960-х годах храм в селе закрыли, колокола с колокольни сбросили, купол и саму колокольню разобрали. А в районный центр вывезли три грузовика церковной утвари. Помещение же храма советская власть пыталась использовать… под клуб, но, как уверяет местный люд, сама Богородица заступничество свое проявила, не допустив осквернения святого места: ее светлый образ видели не раз в Цар Куте после закрытии  храма. И святителя Николая Чудотворца — тоже.

После возрождения прихода, Никольскую церковь отремонтировали, колокольню надстроили вновь. В 1994 году при храме был организован монастырь, для которого были приобретены три сельских дома. Первой настоятельницей обители стала игуменья Ирина [Скотар], при которой в одном из монастырских домов была устроена домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы – как бы в память о ее чудесных явлениях. В 1998 году настоятельство приняла игуменья Зинаида [Масленникова]. При ней были  возведены новые корпуса и хозяйственные строения, увеличен Успенский храм, обновлена отделка и повышена колокольня храма святителя Николая. Весной 2016 матушка Зинаида провела ремонт Свято-Никольского монастырского храма.

Одной из святынь как храма, так и  Свято-Успенского монастыря является  старинная икона «Сошествие святого Духа на апостолов».  А история ее обретения так же чудесна, как и все, что связано с именем Бога: икону обнаружили случайно в храме во время его восстановления. Заложенный графиней Екатериной Литта, храм в Приморском при коммунистах стал… зернохранилищем и являл собой к середине восьмидесятых годов минувшего столетия, когда сельчане заговорили в восстановлении службы в нем, жалкое зрелище. Но ангелы, оказывается, его не покидали – ждали возвращения истинно верующих людей. И они пришли – в образе монахинь Успенского монастыря, ставшего островком православия на берегу Каховского моря. Ангелы, видимо, и подсказали, что найденный кем-то среди хлама кусок металла – особый. Забравший его с собой художник вместо него вернул потом… сияющую красками икону. Изображены на ней Матерь Божия и апостолы, на которых нисходит святой Дух – в виде традиционного голубя. Причем красок художник не использовал совсем. Как сам рассказывал потом, техника, которую он применил при реставрации иконы, называется «выкатывание яйцом». И еще заметил, что икона очень долго не принимала его – как бы отторгала. Художник бросил курить, затем бросил пить, стал по-другому мир воспринимать – смиренным сделался. И только тогда Господь принял его как сына своего. И явил чудо: завершив работу над иконой, художник — по прошествии короткого времени, исцелился от рака.

Были  и другие чудеса. Глазные болезни исцеляет икона, ожоги лечит. Имел место, например, случай, когда за помощью и иконе обратился с молитвой мальчик-пономарь Назарчик, у которого медики диагностировали ожог руки второй степени. Чудо не заставило себя долго ждать: от ожога не осталось даже малейшего следа. «Такова сила веры», – говорят в монастыре.

Между прочим, из алтаря Свято-Никольского храма чудотворную икону «Сошествие святого Духа на апостолов» выносят… только раз в году – на Троицу. В этот день, напомню, который стал пятидесятым после Пасхи, на учеников Христа – в древние апостольские времена, естественно, сошел святой Дух. Чудо случилось. Почему и день этот называют еще Духовым днем. А к материальной частице древнего, запечатленного на иконе чуда, можно прикоснуться [приложиться, правильнее выражаясь] в скромном селе Приморском.

Владимир ШАК

[Фото с официального сайта синодальной комиссии УПЦ по делам монастырей]

Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *