Центральная Рада была создана по инициативе демократической украинской интеллигенции, объединенной в Общество украинских прогрессистов, с участием политических партий Украины, а также представителей рабочих, духовенства, военных, студентов, общественных и культурных организаций.
Председателем УЦР был избран Михаил Грушевский, заместителями председателя Владимир Науменко и Дмитрий Антонович. Состав Центральной Рады пополнялся и расширялся на демократической основе. Уже в конце июля УЦР насчитывала 822 члена.
За все время своего существования Центральная Рада издала четыре Универсала (государственно-политические акты), которые определили этапы Украинского государства – от автономного до самостоятельного. Своим І универсалом, 23 июня 1917 года, УЦР фактически провозгласила автономию Украины.
Затем сформировала Генеральный Секретариат во главе с Владимиром Винниченко – первое правительство Украины. Второй Универсал – 16 июля 1917 года, был шагом назад, своеобразным компромиссом с российским Временным правительством. Он провозглашал, что окончательно форма автономии Украины будет решена Учредительным собранием России. После большевистского переворота в Петрограде Центральная Рада ІІІ Универсалом, 20 ноября 1917 года, провозгласила создание Украинской Народной Республики (УНР), с определением ее в федеральных связях с Россией.
Как свидетельствовали результаты выборов во Всероссийское Учредительное собрание, 25 ноября 1917 года, она имела тогда за собой большинство населения Украины, поскольку украинские партии, играли ведущую роль в УЦР (а это были украинские эсеры и социал-демократы), получили 75 процентов голосов избирателей (большевики лишь 10%).
Созванный 17 декабря 1917 года в Киеве I Всеукраинский съезд Советов крестьянских, солдатских и рабочих депутатов выразил полное доверие и поддержку Украинской Центральной Раде. Но дальнейшая деятельность Центральной Рады значительно усложнилась противодействием местных большевиков и правительства Советской России, которые поставили себе целью любой ценой воспрепятствовать украинской независимости и не выпустить Украину из сферы своих интересов. Фактически уже с конца ноября 1917 года большевики начали готовиться к свержению Украинской Центральной Рады и захвату власти в Украине.
Ленин и Троцкий написали «Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Украинской Раде», в противовес УЦР в Харькове было сформировано советское правительство (Народный Секретариат), а Украина была провозглашена Республикой Советов. К тому же Россия начала против Украины открытую вооруженную агрессию. Именно в этот чрезвычайно острый момент, 22 января 1918 года, и был обнародован ІV Универсал Центральной Рады, которым Украина провозглашалась независимым государством.
После этого было принято еще ряд важных законов – о 8-часовом рабочем дне, земельной реформе, денежной системе, государственном гербе УНР и тому подобное.
Последний ее законодательный акт, принятый 29 апреля 1918 года в Киеве, принял Конституцию Украинской Народной Республики.
Начиная с 1762 года ирландцы празднуют День святого Патрика – религиозный и культурный праздник, который отмечается ежегодно 17 марта в день смерти основателя и первого епископа Ирландской христианской церкви, небесного покровителя Ирландии святого Патрика.
К тому же, согласно легенде, он изгнал из «зеленого острова» всех змеев и комаров.
В этот день в Ирландии и в других странах, где есть ирландская диаспора (например, в США, Австралии, Великобритании), проводятся традиционные праздничные фестивали и карнавалы.
Даты дня:
165 лет со дня рождения Михаила Врубеля (1856-1910), выдающегося художника.
В 1884-1889 гг. жил и работал в Киеве. Расписывал Кирилловскую церковь, восстанавливал фрески в Софийском соборе (три фигуры ангелов в куполе).
Создал эскизы для росписи Владимирского собора. В Киеве написал картину «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка», а также рисунки – «Портрет М.К. Пимоненко», «Портрет В.Д. Замирала», «Автопортрет», «Этюд женской головы».
Впоследствии Михаил Врубель вернулся в Москву, женился на известной певице Надежде Ивановне Забиле (ее образ художник воспроизвел в нескольких портретах и картине «Царевна-Лебедь»), много работал, создал немало выдающихся произведений и своего знаменитого Демона, которого переписывал множество раз. Ни одна картина не вызвала таких крайних и противоположных суждений, как эта. Многие над ней глумились, смеялись, были даже такие, что и плевали. В 1901 году в семье Врубеля родился сын, которого назвали Савочка (в честь мецената Саввы Мамонтова, который постоянно помогал Врубелю).
Малыш был очень красивый, но с заячьей губой. Это поразило Врубеля – великого эстета и поклонника прекрасного. Будто чувствуя какую-то беду, художник рисует очень яркий портрет своего малолетнего сына. И продолжает работать, не покладая рук, над портретом Демона. Создает несколько вариантов: «Демон», «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». Ему начинают мерещиться кошмары, он слышит какие-то голоса, теряет сон. Врубель медленно сходит с ума. Врачи посоветовали покой, природу, сельскую местность.
Врубели едут в Киев, чтобы впоследствии переехать в село недалеко от города. Но в дороге воспалением легких заболел сын. В Киеве малыш и умер.
Его похоронили на Байковом кладбище. Это трагическое событие стало тем окончательным, самым тяжелым ударом, после которого Михаил Врубель уже не смог оправиться. Он заболел еще тяжелее, а жена потеряла голос. Врубеля начали открыто называть сумасшедшим, а его Демона – произведением, которое не несет добра, а только – беду и несчастье.
В 1906 году Врубель ослеп (последней работой, которую он успел написать, был портрет поэта Валерия Брюсова). Он постоянно находился в больнице для душевнобольных. В редкие минуты просветления ему хотелось работать, но никаких сил для творчества уже не было. Умер художник весной. Цвела природа. Цвела сирень – его любимые цветы.
147 лет со дня рождения Августина Волошина (1874-1945), выдающегося украинского политического и культурного деятеля Закарпатья, греко-католического священника.
Основатель и руководитель Христианско-народной партии (1922-1939); 1938-1939 – премьер-министр Карпатской Украины, 15 марта 1939 года избран ее президентом; после оккупации края Венгрией эмигрировал, жил в Праге.
В 1945 был арестован советской контрразведкой и вывезен в СССР. 11 июля 1945 года казнен в Лефортовской тюрьме в Москве.
Августин Волошин был автором первого в Закарпатье учебника на украинском языке, в целом написал и издал за свой счет 42 книги. В 2002 году Августину Волошину было присвоено звание Героя Украины (посмертно).
84 года со дня рождения Сергея Данченко (1937-2001), украинского режиссера, педагога.
Среди лучших спектаклей: «Маклена Граса» Кулиша (1967), «Ричард ІІІ» Шекспира (1974), «Украденное счастье» Франко (1976, 1979), «Дядя Ваня» Чехова (1980), «Визит старой дамы» Дюрренмата (1983), «Энеида» Котляревского (фолк-опера; 1986), «Тевье-Тевель» по Шолом-Алейхему (1989), «Пигмалион» Бернарда Шоу (2000).
Работал главным режиссером Львовского ТЮЗа, главным режиссером Львовского украинского драматического театра им. М. Заньковецкой (1970-1978), где под его руководством собралась замечательная актерская команда: Федор Стригун, Богдан Ступка, Лариса Кадырова, Виталий Розстальный, Богдан Козак, Таисия Литвиненко.
На премьеры заньковчан приезжали зрители не только из области, но и из многих городов Украины. Когда в 1978 году Данченко предложили переехать в Киев и возглавить театр им. И. Франко, то режиссер не очень обрадовался. За ним хотела уйти большая часть труппы львовян. Но тогда пришлось бы обнажать театр. Поэтому он взял только двоих: Ступку и Розстального, а из Харькова пригласил Валерия Ивченко.
«Он осиротил Львов. – вспоминал львовский прозаик, главный редактор журнала «Колокол» Роман Федоров. – Это какие годы были! Семидесятые! Маланчуковщина! Все национальное притискалось, а он смело наполнил игру актеров Львовского академического театра им. М. Заньковецкой национальным содержанием. Я любил его и охотно посещал театральные спектакли. Думаю, что Сергей Данченко мог бы с полным правом сказать, как Иван Франко: «Я старался присваивать нашему народу культурные достижения других народов и знакомить других с его жизнью».
За киевский период театрального творчества (а это 23 года) режиссер поставил ряд ярких спектаклей, которые быстро и неузнаваемо изменили лицо театра им. И. Франко и, наконец, восстановили прежнюю громкую славу франковцев.
Годовщина смерти:
День памяти Александры Экстер (1882-1949), украинской художницы театра и кино, педагога.
Была членом объединения «Бубновый валет». В 1924 году эмигрировала во Францию.
Автор работ – «Киев. Фундуклеевская улица вечером», в картинах «Севр. Мост», «Порт», «Город», «Венеция» и другие. Наследие Экстер считается классикой авангардизма.
Она была одной из тех, кто смело ломал стереотипы, прокладывая путь новому искусству.
Творческое наследие украинской художницы – огромно. Живопись и графика, театр и кино, монументальные композиции и проекты новой мебели, одежды, керамика и марионетки, книжные иллюстрации и оформление интерьеров – во всем она была страстным творцом, рыцарем идеи, неутомимым открывателем нового. Понимая, что ее футуристическим произведениям нет места в социалистическом реализме, она завещала свои произведения и архив другу-художнику Семену Лиссиму, который жил в Нью-Йорке. Таким образом, все наследие Экстер попало в Америку.
В 2000 году в Париже создано «Общество Александры Экстер». В течение многих лет имя художницы в Украине было почти под запретом. Только в 2008 году в Киеве состоялась первая выставка нашей великой соотечественницы.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3209083-17-marta-pamatnye-daty.html