Сегодня, 27 октября, известный фотохудожник Евгений Компанийченко [КОМ] отмечает 75-летие. По многолетней традиции, именно в этот день он открывает персональную выставку в выставочном зале Запорожской областной организации Национального союза фотохудожников Украины.
Юбилейная выставка называется «Коллаж-2020» и открывает новые грани таланта мастера. По признанию Евгения, с самого начала творчества он предпочитал документальное фото и почти яростно отрицал создание искусственных «склеек». Но постепенно убедился в мудрости истины: “Никогда не говори никогда”.
“Два года назад я спонтанно увлекся возможностями монтажа, а нынешней весной в условиях изоляции «сочинительство» стало почти спасением”, – говорит Евгений КОМ.
Как любой уважающий себя мастер, фотохудожник готовил выставку загодя, тщательно продумывая концепцию и нюансы ее воплощения. Первоначально он стоял перед выбором: представить в экспозиции «Три взгляда на пляж» или сделать показ новых работ лета 2020. Но отказался от обеих идей.
“В какой-то мере зрители уже привыкли к моей ключевой пляжной теме, – говорит Евгений. – Удивления у них не будет. А всегда хочется преподнести что-то свежее и оригинальное. Коллажей же я до этого никогда не делал, то есть их от меня никто не ожидает. Вот и решил представить на нынешней выставке работы, сделанные «искусственным» образом”.
Для «сборки» коллажей у мастера была масса заготовок, которые он интуитивно накапливал. Сами по себе эти снимки, с точки зрения Кома, были недостаточно интересны, но в корзину по какой-то причине их отправлять не хотелось. А когда пришло время, они «потянулись» друг к другу, создавая впечатляющие образы.
В связи с этим в сознании фотохудожника изменилась еще одна вещь. До этого Евгений КОМ считал, что фотообразы изначально красноречивы, а подписи к снимкам их лишь оглупляют.
“Однако я пришел к выводу, что это продолжает оставаться верным в отношении документальных фотографий. А коллаж – это выражение собственных идей… Что-то в тебе сидело на уровне подсознания – и ты высказался. Чтобы идея стала понятной и доступной, ее нужно вербализировать”.
Потому новые работы на выставке имеют подписи. Еще больше раскрывающие ироничное, порой саркастическое, но одновременно философское мировосприятие автора.
Тематика коллажей строится на образах и сюжетах родного Крыма [фотохудожник там родился, в Евпатории живет его мама – ред.].
Евгений КОМ блестяще снимает натуру и фактуру и в других городах Украины [Запорожье, конечно, занимает особое место], до 1991 года объездил половину Союза, в докарантинное время побывал в Китае, Италии, Турции. Но обстоятельства удивительным образом мешают художнику отразить сущность дальних стран в полной мере.
“Еще в молодости после съемок в Таджикистане мне при проявке поцарапали пленку, – вспоминает мастер. – Чуть позже в Дагестане пришлось снимать на плохой аппаратуре. [Хотя мастер сумел использовать эти изъяны как дополнительное художественное средство – ред.]. Три года назад полетел в Китай, но в парижском терминале, где была пересадка, объектив фотоаппарата по непонятной причине потерял свою универсальность. Наконец этой зимой в Стамбуле аппаратура упала на пол, и объектив просто сломался…
Ощущение, словно кто-то держит меня в неких рамках… Хочешь денег? Ты их не получишь, они по большому счету тебе не нужны…. [Евгений КОМ в 90-е работал в московском «Коммерсанте», после дефолта 1998 года вернулся в Запорожье – ред.] Хочешь ездить в другие страны? Поезжай, но не забывай: твоя миссия – снимать историю Крыма”.
Добро пожаловать на выставку!
Анна Чуприна, фото Евгения Компанийченко