Портрет на фоне экрана
Сразу оговорюсь: кинодраматург из запорожского города Пологи Александр Сацкий (16 ноября 1930, Пологи – 6 июля 1986, Киев) не приходился родственником бывшему генеральному директору комбината «Запорожсталь» Виталию Сацкому, который тоже был родом из Полог. И вообще, металлургов в семье Александра не было. Зато были железнодорожники. Сам же он, будучи пятым ребенком в семье Степана Ивановича и Ефросиньи Тимофеевны Сацких, судьбу свою связал с кино: по его сценариям сняты два десятка фильмов, включая картину, которую смотрели, наверное, все – «В бой идут одни старики». К слову заметить, фраза об Украине главного героя фильма – летчика с позывным Маэстро, звучит нынче весьма актуально. Напоминаю ее: «Мы же сегодня над моей Украиной дрались!» А если ее чуть изменить – «мы же сегодня за мою Украину дрались», получится еще актуальнее.
Между прочим, в отличие от сугубо гражданского человека, кем и был режиссер картины Леонид Быков, который сыграл роль Маэстро, Александр Сацкий имел военное образование. Однако в артиллерийское училище Сашко, или Шура, как его обычно называли дома, поступил позже сверстников. Он ведь и школу позже закончил: два года не вставал на ноги из-за болезни, которая стала следствием пережитого голода.
Лейтенантом Александр был направлен на службу очень далеко — в Приморский край, откуда я родом. То есть, мы с ним дважды земляки – по Приморью и Запорожью. Причем на Запорожье память о нем бережно хранят: в ноябре 2006 года в Пологах в честь него открыли мемориальную доску, а сам он стал почетным гражданином города. На митинге по этому поводу присутствовали самые близкие родственники кинодраматурга – его дочь Евгения и младшая сестра Лина Степановна, которую родные называли чуть иначе — Лилей.
— Вообще, Лиля Степановна, Шурка каким парнем рос? – полюбопытствовал я у нее.
— Очень заботливым и трудолюбивым. И везде успевал — и в школе учился, и со мной нянчился. Мы в семье верующих выросли. А верующий человек не может быть ленивым. Ну а каждое его появление в Пологах – с военной службы, воспринималось как праздник. А теперь представьте наше состояние, когда с ним связь неожиданно оборвалась. Полгода вестей из Приморья не получали. А оказалось, воинскую часть, в которой служил брат, отправили на Корейскую войну, и она там понесла огромные потери. В живых из части лишь шесть человек остались. Шуру ранило в бою, он лежал в госпитале. Вот и не писал домой. Потом, наконец, приехал. И вскоре заявил, что собирается уходить из армии. Куда он только ни писал по этому поводу! Дело до того дошло, что Шура однажды заявил матери: или в запас уйду, или в тюрьму сяду, но на службе не останусь. И после этого долго-долго не приезжал — месяцев, наверное, восемь. А прибыл лейтенантом запаса. Добился своего и год жил в Пологах. А когда во ВГИКе объявили творческий конкурс, решил в нем поучаствовать и поступил на сценарный факультет. И учился потом с Василием Шукшиным – тот, правда, на режиссерский факультет поступил.
— После окончания института Шура куда устроился?
— На киностудию имени Довженко. Квартиру получил на Крещатике. Причем жену, Любочку, из Полог взял. Ей 48 лет было, когда Шура умер.
— Лиля Степановна, у кого идея снять фильм «В бой идут одни старики» возникла — у Александра или у Леонида Быкова?
— Кто его знает! И тому хотелось, и другому. Вместе, видимо, решали.
— Как они работали, дружно?
— Какой там дружно! Чуть до драки дело не доходило. Ну, не в буквальном смысле, конечно, но спорили сильно. Доказывали постоянно что-то друг другу.
— Пологи Александр не забывал?
— Как можно родину забыть! Приезжал часто: раз в год — точно. А последние лет пять так и дважды в году наведывался. Он вообще со временем мечтал в Пологи переехать. А квартиру киевскую дочери планировал оставить.
— О своей родине брат не собирался фильм снять?
И тут Лиля Степановна поведала историю, которая привела к инфаркту, случившемуся у Александра. Оказывается, по его сценарию в Пологах во второй половине шестидесятых годов сняли картину. Называлась она «Эта твердая земля». Это был первый фильм в советском кинематографе, в котором участвовали обычные люди, пологовцы. Актеров в творческой группе набиралось — единицы. Алексей Смирнов, например, снимался. Тот самый, который сыграет в «стариках» роль механика Макарыча.
— Наш папа, — добавила Лиля Степановна, — снимался в роли отца главного героя.
К сожалению, снятую в Пологах ленту в прокат не запустили: зрители увидели… переснятую картину. Причем не в Пологах. По словам сестры кинодраматурга, единственный просмотр ленты был устроен в Пологах. Александр не просто переживал – он попал в больницу.
— Он тогда много писал? – решил я поменять тему разговора.
— Когда ему 50 лет исполнилось, заявил: на сто повестей и на пятьдесят романов мысли и наброски имеются. После смерти Шуры куча рукописей осталась.
В 1986 году – через семь лет после гибели Леонида Быкова, у Александра врачи обнаружили поражение печени. И назначили операцию, которая, как говорили, должна была длиться около шести часов. «А хирург, — вновь вспомнила пережитое Ляля Степановна, — из операционной вышел через сорок минут. И я все поняла…»
Владимир ШАК
От автора. Какое-то время назад мне на страницу в соцсетях пришло сообщение от прекрасного фотомастера из Полог Николая Дрюченко: помните, мол, было у нас вот такое событие – мемориальную доску в честь Александра Сацкого открывали. А, чтобы лучше вспомнилось, Николай прислал несколько фото. Эти снимки – наша история, история запорожского края. С разрешения автора добавляю фото к своим заметкам о событиях 17-летней давности.
Лиля Степановна и Евгения с дочерью