В городе за днепровскими порогами даже школьникам, конечно же, известно, что запорожский автомобилестроительный завод [ПАО «ЗАЗ», ранее – автозавод «Коммунар»] был единственным в Украине предприятием, обладавшим полным циклом производства легковых автомобилей.
В 1991-2014 годах завод был лидером украинского автопрома. А со дня обретения Украиной независимости и до 2013 года включительно завод выпускал до 300-400 тысяч автомобилей в год. Причем большая часть из них шла на экспорт. Однако, начиная с 2014 года, производство снизилось в десятки раз и в 2018 году завод прекратил выпуск легковых автомобилей. Он выпускал только автобусы, фургоны и автокомпоненты. Ну а в декабре 2018 года началась процедура банкротства завода, имущество предприятия, которым, без преувеличения, гордились несколько поколений запорожцев начали распродавать с аукциона…
Люди, понимающие, что произошло, откровенно говорят, что уничтожение ЗАЗа – это преступление. Перед запорожцами, перед Украиной. А вот будет ли за него отвечать кто-нибудь, предсказать никто не берется.
Безусловно, заводу нужна была модернизация, но его нельзя было уничтожать. Это понятно даже школьникам.
К слову заметить, автомобильным заводом бывший завод «Коммунар», специализировавшийся на выпуске сельскохозяйственной техники, стал назваться в 1961 году, а годом ранее ему был поручен выпуск автомобиля ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «горбатый запорожец». Машина была разработана в Москве, но из-за отсутствия мощностей производства была передана в Запорожье. При этом двигатели для «горбатого» делали в Мелитополе. Кстати, и тогда, и в последующие годы завод использовал для выпуска машин исключительно украинские материалы. Ничего чужого.
В 1966 году на конвейер вошел обновленный «Запорожец» – ЗАЗ-966, кардинально отличавшийся от своего предшественника: ЗАЗ-968, который в народе стали называть «ушастым», пришел ему на смену. А были еще «мыльница», «эмка»… Всего – с 1960 по 1994 годы, в Запорожье было изготовлено 3422444 автомобилей «Запорожец».
Но и это еще не все! АвтоЗАЗ активно работал и на оборонную промышленность: военные автомобили-амфибии марки ЛаАЗ, в частности, тоже были разработаны запорожскими конструкторами. Если кто не знал: поначалу Луцкий автозавод был филиалом АвтоЗАЗа. Это потом он стал самостоятельным предприятием.
Мало того, запорожский автозавод производил багги – небольшие легкие автомобили высокой проходимости для езды по бездорожью. И даже выпустил два спортивных автомобиля.
Между прочим, за рубежом, где неприхотливые и очень надежные «запорожцы» пользовались неплохим спросом, их называли… машинами для домохозяек. В экспортном исполнении к трудновыговариваемому слову «Запорожец» добавлялось легкопроизносимое практически на любом языке название «Ялта». Ну и дизайном чуть отличались импортные машины.
А можно ли в Запорожье сегодня – после циничного уничтожения ЗАЗа, автомобили которого стали легендой украинского автопрома, отыскать «горбатого» и «ушастого» и их собратьев?
Можно! Они любовно сберегаются в музее техники «Фаэтон», который действует при одноименном автомотоклубе [город Запорожье, улица Выборгская, 8; входной билет для взрослых в музей стоит 80 гривен].
Кстати, познакомивший миговцев с машинами АвтоЗАЗа сотрудник музея Семен Мушер знает их очень хорошо. По его словам, за рулем «Запорожца» он проехал не менее 60 тысяч километров. Получается, что на «запчике» вокруг земного шара, если перейти на космическую терминологию, Семен Исаакович совершил… полтора витка. В том время, как Юрий Гагарин совершил только один виток)))
Ну, а что конкретно можно увидеть в «Фаэтоне»? Да все: от первого «горбатого», до последнего – прямом смысле слова, выкатившегося из цехов завода «запорожца». А между ними как раз и находятся – в ожидании экскурсантов, и «ушастый», и «Ялта», и «мыльница», и «эмка». Причем все они – на ходу!
Потому что в «Фаэтоне» все – настоящее.
В тему
Самолет легендарного Маэстро попал в компанию… великов
Очень хочется верить, что своей теперешней компанией истребитель Як, принимавший участие в съемках известного военного фильма «В бой идут одни старики», вполне удовлетворен. Ведь, несмотря на то, что в запорожском музее техники «Фаэтон» он соседствует с абсолютно мирной техникой – автомобилями и велосипедами, ему таки позволено сохранять над ними господство. Потому что автомобили и велики мирно дремлют себе, ожидая экскурсантов, а вернувшийся с боевого задания усталый Як… заходит на посадку.
Такую роль самолету, на котором в одном из самых известных фильмов режиссера Леонида Быкова, который, напомню, был уроженцем Донецкой области, снятого, уточню для тех, кто не знал, по сценарию запорожца Александра Сацкого [не родственника известного сталевара], отвели музейщики-фаэтоновцы.
Як легендарного Маэстро как бы среди великов и машин находится, но он… однозначно над ними – он еще в полете.
Это впечатляет.
***
А потом, на земле, когда начнется разбор полетов, Маэстро с легким укором в голосе скажет своим небесным боевым побратимам: «Как же вы не заметили!? Мы же сегодня над моей Украиной дрались!»
Когда же ему возразят: а как, мол, тут заметишь? Те же поля, дороги, села, Маэстро воскликнет:
«Э, нет. А воздух? Другой. А небо – голубее и земля зеленее».
Владимир ШАК
Фото Сергея ТОМКО