Мудрые люди уверяют, что правильно выбранная дорога обязательно приведет к храму. А вот на Запорожье к храму порой выводит даже дорога, выбранная… ошибочно. Так, в частности, случилось с нами в Приазовье, куда мы приехали, чтобы посетить Национальный историко-археологический заповедник «Каменная Могила». На подъезде к нему, уже после того, как мы миновали поселок Мирное, наш водитель, видимо, придремал и мы, проскочив поворот на Каменную Могилу, помчались в степь. И оказались… перед селом Новопилиповка. Раньше мне в нем бывать не доводилось, но один мой хороший знакомый, который родом из Новопилиповки, рассказывал, что буквально от сельской околицы уже можно видеть Каменную Могилу и что самым красивым зданием села – украшением Новопилиповки, является храм, возведенный в начале двадцатого столетия. Вспомнив эти объяснения, я оглянулся назад – Каменная Могила была как на ладони – на противоположном берегу реки Молочной. Оставалось отыскать старинный храм.
– Он возле во-он той машины! – сориентировал нас на широкой сельской улице мальчуган лет одиннадцати.
И мы помчались за машиной, потому что она стремительно удалялась от нас – мальчуган в качестве ориентира выбрал… движущийся автомобиль. Тем не менее, храм мы отыскали без труда: мимо него нельзя было проехать. Он притягивал к себе. Это было рукотворное чудо – белый корабль, медленно плывущий по приазовской степи в царство небесное. Так я воспринял несколько угловатый каменный сельский храм, внимательно смотревший на нас двумя окнами-глазами, расположенными выше центрального входа. «Церква Різдва Пресвятої Богородиці, – значилось на информационной доске сбоку. – Історична, культурно-архитектурна пам’ятка. Рік побудови – 1907». Сведений об этом храме сохранилось немного. Известно, к примеру, что в коммунистические времена его использовали под зернохранилище, хотя очень часто в бывших храмах хранили ядохимикаты, что много страшнее. Из старинных росписей в новопилиповской храме Рождества Пресвятой Богородицы сохранилась только одна фреска. Называется она «Вход Господень в Иерусалим». Это очень известный евангельский сюжет: Иисус Христос подъезжает к Иерусалиму на молодом осле, а народ с восторженными криками «Осанна!» приветствует его как царя, устилая перед ним дорогу своими одеждами и пальмовыми ветвями [христианский праздник «Вход Господень в Иерусалим» известен также как Вербное воскресенье]. Правда, очень скоро, буквально через несколько дней, этот же народ, злобно выкрикивая «Распни его!», будет требовать от Понтия Пилата смерти Иисуса. Кстати, посылая двух своих учеников за молодым ослом, Иисус говорил им: «Отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу». То есть, Христос тут сам себя называет Господом. Очень важный момент и очень важные слова: он надобен Господу. Вот бы касательно меня их кто-нибудь произнес… хотя бы во сне.
Принято считать, что именно этот евангельский сюжет – мирный вход/въезд Господа в Иерусалим – на осле, а не на коне или на колеснице, является символом будущего воцарения Иисуса Христа в небесном Иерусалиме. Или, если выражаться еще точнее, он символически означает… второе пришествие Христа. Между прочим, в новопилиповском храме фреска «Вход Господень в Иерусалим» находится прямо над входом – на стене с внутренней стороны. Таким образом, каждого входящего в храм Господь как бы пропускает вперед – в желанный Иерусалим. Не подталкивая и не подсказывая дорогу, а просто пропуская вперед, чтобы человек сам сделал выбор, куда ему следовать. А Господь все это время остается за спиной вошедшего. За его спиной и над ним: согласно сюжету и расположению фрески в храме, в своем втором пришествии Иисус Христос следует в Иерусалим по небесам. Какой, однако, глубокий смысл был заложен в настенных росписях белого корабля храма Рождества Пресвятой Богородицы, медленно плывущего по бескрайней приазовской степи в царство небесное.
*
21 сентября 2017 года, когда жители Новопилиповки отмечали храмовый день – по церковному календарю это был день Рождества Пресвятой Богородицы, и день освобождения села от немецко-фашистских захватчиков, на сельском Доме культуры была открыта мемориальная доска со следующим текстом: «В 1874 году селение Акнокас было переименовано в Новофилипповку в честь меннонита Филиппа Вибе, сельского хозяина, продолжателя дела Йоганна Корниса по лесоразведению, садоводству, сельскому хозяйству». Если мне не изменяет память, Новопилиповка – единственное село запорожского края, носящее имя меннонита. Или одно из немногих.
Филипп Вибе был зятем Иоганна Корниса, давшего в 1839 году согласие министерству государственного имущества на обучение детей местных крестьян «правильному занятию сельским хозяйством». Это была сельскохозяйственная школа, учащиеся которой заготавливали сено, учились разводить картофель, измерять площадь полей, познавали основы ветеринарии, посадки и прививки деревьев, а также изучали правила обработки земли под посев при помощи земледельческих орудий. Результатом обучения стало создание двух колоний – Павловка в Мелитопольском уезде и Филипповка в Бердянском уезде. Так что при переименовании селения Акнокас название Новофилипповка [Новопилиповка] было избрано по единственной причне: чтобы не повторять имя существовавшей на это время колонии. Но это еще не все: в 1843 году министерство государственного имущества, издав предписание «Об улучшении мер к успешному разведению лесов в тех частях Таврической губернии, которая имели наибольший недостаток», поручило это дело Иоганну Корнису. И в Приазовье появилась еще одна школа для крестьянских детей – лесная, как ее можно условно назвать [правильно она называлась так: лесная образцовая плантация], в которой детей учили не только озеленять степь, но и выращивать виноград. Когда же Иоганн Корнис умер – в 1848 году, все его работы продолжил Филипп Вибе. Так что мемориальную доску в свою честь он очень даже заслужил.
*
На снимках: храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Новопилиповка, октябрь 2021 года [а к ним в добавок – найденный в Интернете снимок храма, сделанный 2 сентября 1941 года]