В последние несколько лет в Украине постоянно менялись условия выплаты госпомощи различным категориям наиболее нуждающихся и малообеспеченных граждан. Причем каждый раз в результате этих изменений размер помощи, как правило, сокращался, а многие украинцы и вовсе теряли право на ее получение. Так происходило, например, с назначением жилищных субсидий: социальные нормы, от которых напрямую зависит размер этих выплат, из года в год снижали, а условия получения помощи регулярно ужесточали. В итоге количество получателей субсидий за короткий период снизилось вдвое.
Но наибольший резонанс вызвали принятые год назад новые правила выплаты материальной помощи одиноким матерям, в результате чего немалая часть из них [причем самых нуждающихся, с «нулевым» доходом] лишилась права на ее получение. Мало того, теперь от этих матерей-одиночек еще и требуют возврата выплаченных им год назад денег.
Запорожанка Марина Глыва своего единственного и любимого сына Сережу с рождения растила одна. Хотя не загадывала для себя такой судьбы и мечтала о полноценной семье. По словам Марины, она больше года прожила в гражданском браке с одним мужчиной. Он казался таким надежным, и даже сам заводил речь о ребенке. Но когда узнал о беременности подруги, молча собрал вещи и ушел. Не появился и после рождения сына. В его жизни никакого участия не принимает и не оказывает никакой поддержки. Даже когда малышу, которому едва исполнился годик, понадобилась операция, не дал ни копейки. Нужную сумму Марина собирала по крохам – спасибо, друзья помогли.
Сегодня Сереже уже девять лет, он вполне здоров и по-прежнему живет вдвоем с мамой [квартира хоть и крошечная, однокомнатная, но своя, – авт.]. И все бы в этой маленькой семье было хорошо, если бы не деньги, которых в последнее время стало не хватать даже на самое необходимое.
– По образованию я учитель русского языка и литературы. Также дополнительно имею диплом преподавателя английского языка, – рассказывает Марина. – До рождения сына работала в школе, преподавала английский. Потом ушла в декретный отпуск. В тот период получала материальную помощь на рождение ребенка и ежемесячное пособие, как одинокая мать. Тогда оно составляло 300 гривен и выплачивалось всем одиноким матерям, без каких-либо дополнительных условий. Когда Сереже исполнилось два года восемь месяцев, я вернулась на работу, в школу – к самому началу учебного года.
Госпособия как раз хватало, чтобы оплатить питание в детском садике и обязательные взносы в его благотворительный фонд. Примерно в это же время начались и первые неприятности. Оказалось, что в школе на мое место уже взяли другого человека – причем на постоянной основе, а не на период моего декретного отпуска, как того требует закон. Мне же выделили часы по украинскому языку – то есть вовсе не по моей специальности. Но я справлялась. Тем не менее, на меня все время давили и пытались вынудить уйти из школы. Но куда мне было идти? Я же одна сына растила! К тому же в 2016 году кардинально изменили правила выплаты пособий одиноким матерям. В итоге я, как и большинство работающих мам, вообще перестала получать эту помощь…
Стоит напомнить, что с 2016 года парламент увеличил максимальный размер пособий для одиноких матерей с 50 до 100 процентов прожиточного минимума для детей соответствующего возраста. Но одновременно помощь стали назначать только с учетом доходов семьи. С тех пор и по сей день реальная сумма госпособия составляет разницу между размером прожиточного минимума на ребенка и среднемесячным совокупным доходом семьи из расчета на одного человека. Если этот доход равен прожиточному минимуму или превышает его, то пособие вовсе не выплачивается. Ну а в нашей стране специально все рассчитано так, что даже если мать, проживающая вдвоем с ребенком, получает минимальную зарплату, то ее среднемесячный доход всегда выше, чем размер прожиточного минимума. А в этом случае от государства помощи никакой. Например, в 2017 году минимальная зарплата в стране была 3200 гривен. Соответственно, фактический доход на одного члена семьи, состоящей из матери и ребенка, – 1600 грн. При этом прожиточный минимум для детей до шести лет на тот период был 1355 грн. Так что при доходе в 1600 грн [совершенный мизер] пособие уже не выплачивалось. Вот если мать-одиночка имела доход поменьше – например, 1300 гривен на одного человека, тогда ей полагалась госпомощь – в размере аж 55-ти грн в месяц [1355 грн минус 1300 грн].
Сейчас цифры другие, но суть та же. Можете сами проверить. При минимальной зарплате 6000 грн доход на одного члена семьи из двух человек составляет 3000 грн, а прожиточный минимум для ребенка [который не должен быть превышен по условиям получения госпомощи] – максимум 2395 грн.
Что касается Марины Глывы, то ее, в конце концов, все же вынудили написать заявление по собственному желанию и уйти из школы.
– Девять месяцев я состояла на учете в центре занятости, получала пособие по безработице, но мне так и не предложили никакой работы, – говорит Марина. – Ну а потом получала только пособие как одинокая мать – в размере 2000 гривен. Еще удавалось немного подработать репетиторством английского языка. Постоянную работу, такую, чтобы я вечерами могла быть дома, с сыном, найти так и не удалось. В прошлом году из-за пандемии ситуация только ухудшилась. Многие предприятия не работали, и уровень безработицы резко возрос. Репетиторство тоже пришлось оставить – из-за карантина. А в конце июля узнала, что по новым правилам мне, как безработной, уже не полагается даже пособие на ребенка как одинокой матери. Весь последующий год я продолжала искать работу. Иногда удавалось что-то заработать, но разово и немного, а легально никто трудоустраивать не соглашался. Так что жили, в основном, благодаря помощи моей мамы. И тут около месяца назад получаю письмо из управления соцзащиты по Хортицкому району. Вначале обрадовалась, думала, что мне все же назначили пособие. Но когда прочла документ, то пришла в шок. Пособие мне не возобновили. Вместо этого в письме говорилось, что постановлением Кабмина №632 от 22 июля 2020 года внесены изменения в порядок предоставления помощи одиноким матерям, согласно которым мне такая помощь уже не положена. А так как действие этого документа вступило в силу с 1.07.2020 г [то есть «задним с числом»], то я должна вернуть деньги в сумме 2215 гривен, которые были мне выплачены в июле прошлого года. Если я не верну их добровольно, то с меня всю сумму взыщут в судебном порядке. Я была едва не в панике и позвонила на правительственную «горячую линию». Меня соединили с юристом. Он сказал, что закон обратной силы не имеет, поэтому требование вернуть деньги в данном случае неправомерно. Но все равно тревожно. У нас в стране, где подписывают подобные антисоциальные постановления, все возможно. Денег на адвоката у меня нет. Постоянного заработка тоже. А наши суды нередко принимают весьма сомнительные решения. И что делать? Сидеть с сыном и ждать, когда придут судебные исполнители описывать наше имущество?
Надо заметить, что этот случай не единичный. Со всех регионов поступает информация о том, что одинокие мамы в массовом порядке получают «письма счастья» с требованием вернуть ранее выплаченные пособия. Интернет буквально пестрит возмущенными комментариями и призывами к Премьер-министру Денису Шмыгалю, автору скандального постановления, одуматься и не отбирать хотя бы уже выплаченные деньги у тех, кто и так остался на грани нищеты. Но премьер пока отмалчивается.
В то же время юристы советуют не паниковать – дескать “Верховный Суд и Большая Палата Верховного Суда неоднократно отмечали, что если нет никакой вины лица, получившего ту или иную социальную выплату, то ее не имеют права отобрать в том случае, когда государство самостоятельно осуществило эту выплату.”
Светлана ШКАРУПА
Заместитель начальника управления соцзащиты населения Запорожского горсовета Галина Остапенко:
– В апреле прошлого года вышло Постановление Кабмина Украины №264, согласно которому социальные выплаты, в том числе и на детей одиноким матерям, автоматически продлевались на срок действия карантина – в том же размере, в котором они были назначены до этого. Выплата социальной помощи в старом размере была произведена и в июле. Однако 22 июля 2020 года выходит Постановление Кабинета Министров №632, согласно которому были значительно изменены правила назначения пособий одиноким матерям. Выплаты, в частности, уже не полагались в том случае, если кто-то из трудоспособных членов семьи, достигший 18-летнего возраста, был безработным, нигде не учился и не состоял на учете в центре занятости в периоде, за который учитываются доходы; если в собственности семьи имеется более двух квартир, машин и др. Кроме того, в самом документе указывалось, что он вступает в силу не с 22-го, а с 1 июля. Также говорилось, что с 1 июля пособия будут назначаться только при условии подачи декларации и нового заявления. Дополнительно предписывалось произвести перерасчет произведенных во время карантина выплат уже с учетом новых требований. В итоге те одинокие мамы, которым с 1 июля 2020 года пособие уже не полагалось, но было выплачено, либо размер его стал меньше, должны вернуть эти деньги [только за июль]. Поэтому районные управления соцзащиты и разослали соответствующие уведомления. Наверное, это жесткие меры, но мы являемся лишь исполнителями и обязаны выполнять все требования, которые предписаны постановлениями правительства.
* * *
Только цифры
По данным управления соцзащиты населения Запорожского горсовета, на 1 июня 2020 года [т.е. до выхода Постановления №632] в Запорожье ежемесячную социальную госпомощь получали 4925 одиноких матерей; в январе 2021 года – всего 2246; а в настоящее время – 1894.