На прошлой неделе многие СМИ напугали запорожцев «ужасными» результатами чешско-украинского исследование «Промышленная Украина» о влиянии загрязнения на здоровье в городах, среди которых и Запорожье. Корреспондент МИГа разбиралась, что именно было обнаружено в пробах песка с детских площадок, со дна рек и в куриных яйцах.
Что произошло?
Еще весной в пяти городах Украины с высокими антропогенными нагрузками (Харьков, Днепр, Кривой Рог, Мариуполь, Запорожье) были взяты пробы донных отложений рек и песок с детских игровых площадок. Экспедицию по отбору организовали и провели общественные организации.
«Центр поддержки граждан «Арника» (Чешская республика) и «Центр экологических инициатив «Экодия» (Украина). Пробы отправлялись в Химико-технологический институт в Праге (VSCHT), отчет готовили его эксперты.
Была попытка изучить уровень загрязнения тяжелыми металлами, нефтяными углеводородами, полициклическими ароматическими углеводородами и хлорорганическими пестицидами и влияние его на здоровье людей.
Поскольку в Украине нормативов по качеству песка для детских площадок и донных отложений нет вообще, то нормы брались чешские, по-европейски жесткие. И вот что получилось.
Умираем? Еще нет
В декабре чешские активисты приехали в Украину, чтобы официально представить результаты исследования на круглых столах в городах, ставших объектами исследования. К слову, все результаты выложили на сайте украинского партнера «Экодии».
Цель перед активистами стояла благая: предоставить объективные данные о состоянии окружающей среды, привлечь внимание к загрязнению воздуха в Украине, стимулировать правительство и города бороться с причинами загрязнения.
А получилось – как всегда: благие намерения привели в ад страха и манипуляций.
Корреспонденты ТСН на всю страну раструбили: «В усіх містах підсумкова картина жахає», «А на дитячих майданчиках повно свинцю та цинку, яким дихає малеча».
Узнав, что результаты исследований «ужасны», слабонервные мамы бросились забирать детишек с детских площадок и перестали им давать яйца на завтрак.
Но что поражает? В результатах исследования и выводах чехов НИЧЕГО ужасного нет!
Нерадивые журналисты пришли, послушали краем уха часть презентации, посмотрели картинки и написали о страшных тяжелых металлах в пробах и угрозах вымирания украинцев. Вырвали из контекста исследования куски, интерпретировали с повышенной эмоциональностью как «отравления заводами» – и получили интерес читателей и комментарии новости в соцсетях.
Откуда же «страшилки»?
Конечно, МИГ прочел первоисточники – само исследование, и задал вопросы чешским и украинским специалистам.
Что найдено в песке детских площадок?
Конечно, в песке разных городов найдены тяжелые металлы, те же цинк и свинец и даже следы ртути. Ведь заводы дымят, и дымят автомобили вблизи детских площадок в каждом дворе. Однако вывод для запорожцев утешителен: «Всі проби піску, зібрані в містах Харків, Кривий Ріг та Запоріжжя, відповідають чеським гігієнічним стандартам якості піску на дитячих майданчиках».
Вот в городе Днепре одна из проб не соответствует чешским нормам по содержанию цинка и свинца… В Мариуполе – аж две пробы.
Так что чешские ученые констатируют «відносно низький рівень забруднення», но обращают внимание на потенциальные риски для здоровья населения в этой местности. То есть риски, которые могут быть.
Так появилась «страшная» формулировка о рисках употребления растительной пищи с мышьяком и кадмием: «Найбільш значним виявився вплив миш’яку при споживанні рослинної їжі. З іншого боку, в жодній із проб піску з дитячих майданчиків, канцерогенний ризик від миш’яку не було перевищено. Індекс небезпеки (HQ), що характеризує неканцерогенні ризики спричинені миш’яком, не перевищував значення 1 в жодній з проб відкладів чи піску… У трьох пробах відкладів з двох міст: Харків та Запоріжжя було виявлено неприйнятний для дітей ризик (HQ>1) від кадмію. Найбільш значним виявився вплив кадмію через споживання рослинної їжі…»
Чешская токсиколог Йитка Стракова объяснила: растения и грунт не исследовали, а риски от употребления тяжелых металлов описывали теоретически. Если мышьяк и кадмий попадают в почву, где растут овощи, то они могут попадать с пищей в организм и накапливаться…
Что найдено в реках?
А вот в малых реках Запорожья, Капустянке и Московке, песок и ил на дне действительно загрязнены: «В місті Запоріжжі концентрація важких металів у відкладах, як правило, є підвищеною. У порівнянні з фоновими рівнями, у багатьох наших пробах відкладів наявні підвищену концентрацію цинку, кадмію, свинцю, хрому та миш’яку, а також міді, нікелю та ртуті як мінімум в одній пробі відкладів. Найбільш поширеним важким металом у відкладах є кадмій. Концентрація кадмію у 5 з 11 проб відкладів перевищила чеські нормативи забруднення донних відкладів для використання на сільськогосподарських угіддях, а два з них – українські вимоги до стічних вод і їхніх осадів для зрошування та удобрювання. Концентрація цинку в 3 з 11 проб відкладів перевищила чеські нормативи забруднення донних відкладів для використання на сільськогосподарських угіддях та українські вимоги до стічних вод і їхніх осадів для зрошування та удобрювання. У двох пробах відкладів перевищено чеські нормативи забруднення донних відкладів для використання на сільськогосподарських угіддях по вмісту свинцю».
Вроде всё плохо. Но беря пробы в «Красной реке» на границе промзоны, в которую 80 лет все предприятия сбрасывали стоки, кто-то ожидал кристальной чистоты? Естественно, тяжелые металлы накапливались на дне десятилетиями. Эта проблема давно известна, и в 2018 году принята городская Программа восстановления малых рек, включающая их очистку дна и озеленение берегов.
Профессор кафедры экологии ЗНУ Александр Рыльский подчеркнул, что говорить о нормативах загрязняющих веществ иловых отложений как для удобрений некорректно с научной точки зрения: «Донные отложения рек Капустянки и Мокрой, Сухой Московки не используются как удобрение в сельском хозяйстве и никогда не будут использоваться, и потому не могут оказать влияние на здоровье человека». После очистки реки ил будет выложен на берегах, там нужно посадить деревья и кусты, которые будут давать дополнительный кислород».
То, что в очередной раз подтвердили чешские ученые, это высокий уровень загрязнения малых рек нефтепродуктами. «В 4 з 9 проб відкладів, відібраних у місті Запоріжжі, перевищено як мінімум нормативи забруднення для непромислових територій (на основі розрахунків АОНС США). Результати досліджень свідчать про високу концентрацію нафтових вуглеводнів у пробах відкладів, зібраних у досліджуваних містах».
Это серьезный повод обратить внимание на работу автомоек и автозаправок, которые сбрасывают сточные воды без очистки прямо в городскую канализационную сеть или в ближайшие реки. (Об этой проблеме МИГ писал не раз).
Ученые кафедры экологии дополнили, река Капустянка почти мертва, там нет пиявок, моллюсков и мало видов микроорганизмов. Реки Мокрая и Сухая Московка понемногу самовосстанавливаются.
Что с яйцами? А неизвестно
Чехи представили и второе исследование «Яйця домашньої птиці вільно-вигульного типу утримання, як індикатор забруднення діоксинами на сході України». Вот его результаты были шокирующими для жителей Кривого Рога, де найдено превышение норм по содержанию такого высокотоксичного вещества, как диоксин, в 6 раз! Теоретически, диоксины могут быть в других продуктах подсобного хозяйства.
Чехи отметили, что источником диоксинов в воздухе является прежде всего коксовое и химическое производство, а также сжигание мусора, пластика и органических отходов.
К сожалению, в Запорожье исследования яиц не проводились. Попросту, на это не хватило грантовых денег. Украинское же государство таких исследований не проводит.
Что хотят чехи и не хотят украинцы
Выводы чешских ученых осторожны и разумны: они подчеркивают, что исследование «Промышленная Украина» не может дать исчерпывающих данных об уровне загрязнения в городах. Брались 5-10 проб в городах, не изучалась динамика.
Для сравнения: только Запорожский областной лабораторный центр (бывшая СЭС) каждый год проводит около 1000 исследований проб грунтов, воды, воздуха. Активисты и ученые призывают: следует проводить постоянные исследования и мониторинг, чтобы вовремя выявить распространение возможного загрязнения, несущего угрозу здоровью населения и окружающей среде. Рекомендуют усовершенствовать меры по экологической безопасности, особенно на предприятиях металлургической промышленности и тепловых электростанциях. Чешские активисты рассказывают, как им за 15 лет удалось существенно снизить уровень промышленного загрязнения, повлияв даже на «Арселор Миттал».
И это рациональные предложения. То, что в Украине проблемы с мониторингом состояния окружающей среды, видно не только из-за границы, но и изнутри.
«Такие исследования нужны, чтобы использовать их как рычаг давления на власть. Закупается передвижная экологическая лаборатория, которая в ближайшее время заработает – но некуда передавать результаты ее наблюдений. Предполагалось, что будем передавать в систему мониторинга Запорожской области – а ее нет и неизвестно, когда будет», – сетует врач коммунальной гигиены Запорожского областного лабораторного центра Евгений Тулушев.
Так что никакого ужасного загрязнения песка и рек чешские исследования не выявили. Но ужасаться есть чему: еще в 2016 году распоряжением Кабмина было приостановлено действие «советских» экологических и санитарных нормативов. Уже два года живем без государственных нормативов ПДК загрязняющих веществ в почвах и грунтах, и в донных отложениях водоемов в Украине вот два года как не приняты. Также отсутствует государственная методика расчётов штрафов для предприятий-загрязнителей атмосферного воздуха.
Вот за это следует бороться общественности, требуя от государства наконец принять европейские нормативы для всех загрязняющих веществ.
Татьяна ЖАВЖАРОВА, руководитель ОО «Экосенс», фото автора