Сегодня, 6 января, исполняется 135 лет со дня рождения художника из Бердянска, которого в Советском Союзе знали все, включая даже тех, кто не знал его фамилии
Любимый ученик Репина
«Я родился в 1884 году. Превратная судьба занесла моих родителей, уроженцев местечковой еврейской полосы, в болгарское село Софиевку близ города Бердянска, бывшей Таврической губернии», – написал художник о себе.
И добавил: «Никаких особенных впечатлений, в детстве толкнувших меня к изобразительному творчеству, в глухой деревеньке и во всем маленьком мире, меня окружавшем, пожалуй, не было». Однако с раннего детства – с пяти лет, будущий живописец, оставивший не только галерею портретов вождей коммунистической эпохи, но и лирические полотна, перекликающиеся сюжетами с картинами такого мастера, как Исаак Левитан, например.
Юный Бродский, как подчеркивают исследователи его творчества, страстно перерисовывал все, что попадалось на глаза: узоры и виньетки в книгах, геометрические фигуры и орнаменты в тетрадях, мельницы и лошадей, которых видел перед собой. «Этим делом я занимался лет до восьми, когда родители направили меня в Бердянск учиться. Я поступил в четырехклассную городскую школу, т. к. попасть в гимназию или реальное училище мне было трудно из-за существующей процентной нормы для евреев».
Как выяснилось вскоре, природа наделила юного, очень смышленого бердянца, которого через несколько десятилетий будут знать все, многими талантами: он проявлял, в частности, одинаковый интерес к рисованию и музыке. И выучится играть на разных музыкальных инструментах. Но родители, по совету бердянских друзей, решили отдать его в Одесскую рисовальную школу и в сентябре 1896 года записали в подготовительный класс, надеясь, что он станет… архитектором – вполне обеспеченным человеком.
Но архитектурное отделение Бродский оставил, перешел в скульптурный класс, а оттуда – через полгода, перевелся на живописное отделение, выбрав себе творческий путь на всю оставшуюся жизнь.
Учебу в Одессе он окончил с отличием и сразу, без экзаменов, поступил на первый курс Петербургской академии художеств. Прочем в класс самого Ильи Репина. Предварительно пройдя особый творческий конкурс. Все пять лет Илья Ефимович опекал одаренного земляка [Репин, как известно, был родом из Харьковской губернии], удивляясь его трудолюбию.
Бродский оказался старательным и способным учеником, и позднее его отношения с мастером, автором знаменитых «Запорожцев», превратились в искреннюю дружбу. В 1926 году на своей фотографии, подаренной Репину, Бродский написал: «Величайшему художнику, гению русского искусства, Илье Ефимовичу Репину, на произведениях которого я учился, выучился и понял, что такое искусство, картина, форма и тон».
Репин, к слову, всегда находил время дать пространную характеристику любимому ученику: «О Бродском писать легко… Потому что и его характер и произведения, в которые он вкладывает столько любви и красоты, всегда журчат чистым источником ключевой воды… Особенность творчества Бродского – тонкость и изящество линий. Это свойство редкое и драгоценное… Меня восхищает в произведениях Бродского, после его дивных, тонких линий истинной красоты, его колорит: скромный, глубокий, своеобразный и всегда неожиданный, – как его творчество. Он поет чисто, звонко; его мелодии красок бесконечны по своим сочетаниям, по своей особой гармонизации».
Письмо это написано в 1910-е годы, после того, как его ученик, окончив Академию художеств с золотой медалью, стал вполне успешным и даже модным живописцем. Между прочим, Илья Репин оставил два(!) портрета Бродского.
*
После завершения учебы Бродского ждала загранкомандировка в Европу – за казенный счет. Так в академии оценили его работы – «Портрет жены» и картину «Теплый день». При этом строгая экзаменационная комиссия присвоила звание художника восьми – из 28, выпускникам, а за границу отправили только четверых.
Примерно в эту пору Бродский увлекается собирательством картин и к концу двадцатых годов владел уникальной и неповторимой, лучшей в Советском Союзе частной коллекцией живописи и графики, которая насчитывала около тысячи работ.
Певец кровавого режима
А потом – в 1930 году, он решает часть ее – по 250 работ, подарить родному Бердянску и Днепропетровску – тогдашней региональной столице Приднепровья и Запорожья [Запорожская область в те времена не была самостоятельной административной единицей – входила в состав Днепропетровской области].
Почему он так поступил – истинный собиратель ведь никогда добровольно не отдаст даже крохотную часть своей коллекции? Вероятно, органы «порекомендовали» поделиться с народом. Впрочем, так это было или нет, не суть важно. Главное, что в Бердянске – с осени 1930 года, по сию пору действует шикарный, один из старейших в Украине, Художественный музей имени Исаака Бродского]… певца кровавого режима, как окрестят мастера в наше время, оценивая его «заслуги» перед коммунистической властью.
И было за что его так называть: до своей смерти в 1939 году Бродский перерисовал, пожалуй, всех тогдашних вождей. И у него – прекрасного портретиста, они удались. Эти портреты печатались массовыми тиражами. А написанную в 1930 году картину «Ленин в Смольном» знал, пожалуй, каждый, кто жил в СССР. Ее можно было увидеть везде: в квартирах, в казенных учреждениях, в кабинетах больших и малых начальников… везде! Вот почему в самом начале материала я и сказал, что этого художника в Советском Союзе знали все, включая даже тех, кто не знал его фамилии.
Напомни кому-нибудь из представителей старшего поколения название «Ленин в Смольном», и он тут же скажет: «Знаю, конечно! Так это тот самый Бродский?»
Тот самый. Выходец их скромной еврейской семью близ Бердянска, ставший в СССР в начале тридцатых годов художником номер один. В прямом смысле слова – в 1934 году талантливый ученик Репина, некогда считавшийся тонким лириком, напоминавший по манере письма Исаака Левитана с его знаменитой «Золотой осенью», стал директором Академии художеств и требовал от своих студентов, чтобы они старались в своем творчестве отражать «революцию, ее людей, а не писать пейзажи и цветы… Только тот художник, который полноценно сумеет выразить в своем искусстве великие идеи пролетарской революции, будет художником-стахановцем».
… Время все расставляет на свои места. Не встретишь больше в присутственных местах картины «Ленин в Смольном», на которой, кстати, вождь напоминает… сельского старосту: плохо выбритого, не расчесанного и одетого в не глаженый, весьма поношенный, возможно, приобретенный в сэконд-хенде, кустюм, а все остальные вожди Бродского давно пылятся в музейных запасниках.
Но десятки и десятки лирических полотен художника из Бердянска остались. Они заслуживают внимания. А одну из них я бы назвал… символом Украины. Одним из символов.
Что это за картина? Написана она в 1907 году, а название ее – «Сквозь ветви».
Что на ней изображено? Украина сине-желтая [верхнее фото]. Как по мне, за одну эту картину Бродского можно закрыть глаза на его вождей кровавых, включая и тирана в поношенном кустюме из сэконд-хенда. Художником он действительно был великим.
Владимир ШАК
В тему
Исаак Бродский, биографическая справка
6 января 1884: родился в Софиевке близ Бердянска,
1886-1902: учился в Одесском художественном училище,
1902-1908: учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге,
1909-1911: загранкомандировка в страны Западной Европы [Германия, Франция, Италия, Испания, Франция, Австрия],
1910: член Союза русских художников и Товарищества южнорусских художников,
1924: член Ассоциации художников революционной России [АХРР],
1932: Заслуженный деятель искусств,
1932-1939: профессор [с 1934 – директор] Всероссийской Академии художеств,
1934: награжден орденом Ленина,
14 августа 1939: скончался в Ленинграде.
Аллея парка
Днепрострой
Зима
Золотая осень
К весне
Новолуние
Озеро
Опавшие листья
Портрет жены художника
Теплый день
Илья Репин,портреты Исаака Бродского