Почтовая карточка [или открытка], на которой запечатлена прямая, как стрела и натянутая, как нерв, главная магистраль города за днепровскими порогами – участок от улицы 12 апреля и ниже, к нынешней мэрии, включая два высотных дома с башенками на современной площади Поляка, имеет минимум информации. На обратной стороне открытки помечено только, что в печать подписана она 9 января 1959 года и что цена его с 1 января 1961 года – после денежной реформы, известной из истории как хрущевская, составляет семь копеек [до реформы открытка стоила 65 копеек]. Указан и автор снимка – Николай Козловский. 8 мая 2021 году ему, между прочим, исполнилось 100 лет. Исполнилось бы, вернее: специальный фотокорреспондент журнала «Огонек» по Украине [с 1948 года], очень известный фотомастер советской эпохи, автор многих фотоальбомов Николай Козловский умер в Киеве 15 августа 1996 года.
Рассматривая его снимок почти пустого проспекта, я предположил, что сделан он был с автовышки летом 1958 года: на снимке различимы редкие и пока низкорослые зеленые деревья – не очень давно высаженные, вероятно, и люди одеты по-летнему. Однако спустя время Интернет отыскал для меня еще одно фото главной запорожской магистрали этого же автора. Снимал он опять с автовышки, но – в другую сторону: в объектив попали два других высотных дома с башенками – на въезде в Соцгород и на пересечении современного проспекта Соборного с проспектом Металлургов. На почтовой карточке-открытке было помечено, что сдана в печать она 18 февраля 1956 года. Сравнив снимки, я резонно предположил, что сделаны они были… в один день и с одной вышки – летом 1955 года.
Вроде бы, это было совсем недавно. Но, вместе с этим, это было так давно!
Любопытный факт из биографии автора снимков: свой первый фотоаппарат Николай Козловский получил весьма необычным образом. Подростком он жил в детской «коммуне Макаренко», куда убежал из дома в голодный 1932 год. В коммуне он занимался в кружке авиамоделирования и однажды выиграл… всемирный конкурс: стал рекордсмен мира по авиамоделизму. За что получил серьезную награду – даже две: автомобиль и фотоаппарат. Автомобиль, правда, экспроприировали в пользу государства, зато камера у рекордсмена осталась.
*
Изначально фото запорожского проспекта были черно-белыми. Чуть осовременил их я.