Запорожцы, которых можно встретить… только в море

Запорожцы, которых можно встретить… только в море

Говорят, души умерших  иногда вселяются в деревья, птиц и животных… или в камни, что, наверное, случается с душами очень угрюмых, замкнутых людей. Души же великих романтиков и великих героев, наверное,  уносятся в море – вместе с кораблями, названными в их честь.

Лично мне известны три таких запорожца, которые и сегодня – спустя годы после их смерти, продолжают свое присутствие на земле.

О ком я веду речь? А вот о ком:

о проживавшем в Бердянске дважды Герое Советского Союза, генерал-майоре авиации Евгении Кунгурцеве, умершем 11 мая 2000 года, и теплоходе «Генерал Кунгурцев»,

об уроженце села Михайловка Вольнянского района Герое Советского Союза, гвардии майоре, заместителе командира 1-го гвардейского стрелкового полка 2-й гвардейской стрелковой дивизии 56-й армии Северо-Кавказского фронта Алексее Слободчикове, погибшем в бою 8 мая 1944 года, и траулере «Алексей Слободчиков»,

об уроженце города Каменка-Днепровская Герое Советского Союза старшем лейтенанте, начальнике физической подготовки 101-й стрелковой дивизии 16-й армии 2-го Дальневосточного фронта Степане Савушкине, погибшем в бою 18 августа 1945 года, и патрульном катере «Степан Савушкин», которому геройское имя передал грузовой теплоход «Степан Савушкин».

Все три корабля на ходу. Причем «Генерал Кунгурцев» пребывает в Одессе – неподалеку, в общем-то, от дома, а «Алексей Слободчиков» и «Степан Савушкин» находятся за тысячи миль от родных берегов – в Южном океане и в Японском море.

Так сложилась их судьба. Да-да, у каждого корабля, как и у каждого моряка, по-своему складывается морская жизнь. Иногда очень драматически.

Ну а теперь я предлагаю поближе познакомиться с героями и кораблями, названными в честь героев.

 

Воин без страха и упрека

Гвардии старший лейтенант, командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Евгений Кунгурцев второй  золотой звездой Героя Советского Союза был награжден 19 апреля 1945 года. К этому моменту 23-летний(!) комэск имел пять боевых орденов, звание Героя Советского Союза и 200 успешных боевых вылетов – на самолете Ил-2, на штурмовку позиций врага. Как было отмечено в наградном листе, заполненном на него в полку, во время выполнения боевых заданий он сбил один самолет, уничтожил восемь танков, 97 автомашин, два паровоза и истребил 600 солдат и офицеров противника. Кроме того, в группе он сбил шесть немецких самолетов, уничтожил на аэродромах еще 43 самолета, а также 60 автомашин, четыре паровоза и истребил до 700 солдат и офицеров противника.

Перечислив успехи комэска, заполнявший на него наградной лист командир авиаполка особо подчеркнул, что его подчиненный, будучи асом штурмовых ударов по врагу, «завоевал себе славу как «воин без страха и упрека».

И это не были громкие слова. В представлении на повторное присвоение летчику-штурмовику звания Герой Советского Союза описан один из воздушных  боев, проведенных группой штурмовиков гвардии старшего лейтенанта Евгения Кунгурцева с шестью немецкими истребителями Фокке-Вульф-190, в результате которого два фоккера были сбиты, а  Ил-2 [дословно] «без потерь явились на свой аэродром».

Кстати, в марте 1945 года старлей, который к тому времени уже имел золотую звезду Героя и пять(!) боевых орденов, не вернулся с боевого задания и был внесен в список погибших: летавшие с ним на боевое задание летчики видели, как самолет их командира сбила артиллерия противника над целью. А через две недели гвардеец-штурмовик… вернулся в полк. Оказалось, что, когда его самолет упал, он чудом остался жив: ударившись о приборную доску, лишь потерял сознание и не почувствовал, как немцы вытащили его из кабины. Затем девять дней он пролежал в лагерном лазарете, а потом вместе с несколькими пленными его куда-то повели. И тут как раз появились  штурмовики Ил-2. Конвоиры загнали пленных в большую воронку, при этом себе выбрали место понадежнее: на самом дне. Как только поблизости начали рваться бомбы, Евгений выскочил из укрытия и побежал к лесу…

Это был его второй побег из плена за годы войны.

После победы дважды Герой Советского Союза Евгений Кунгурцев закончил две военные академии и дослужился до звания генерал-майор, а в 1968 году, уволившись в запас, переехал в Бердянск. Работал директором профтехучилищ, пансионата «Лазурный» и детского лагеря «Юный химик». С 1987-го по 1995-й  возглавлял городскую организацию ветеранов, а в декабре 1995 года был избран почетным председателем этой организации. В 2005 году горсовет посмертно присвоил ему звание «Почетный гражданин города Бердянска».

*

Пассажирский теплоход прибрежного плавания «Генерал Кунгурцев» рассчитан на 250 пассажиров. Длина его -37,6 м, ширина — 6,9 м, высота борта — 2,90 м, осадка — 1,69 м. Экипаж — четыре человека. Скорость при работе трех двигателей — 16,5 узла.

Построенное в 1988 году в Черноморске [бывшем Ильичевске] судно первоначально называлось «Плутоном».  Переименовано 4 мая 2001 года – по ходатайству депутатов Бердянского горсовета [до 2018 года теплоход и находился в Бердянске].

Летом 2018 года «Генерал Кунгурцев» ремонтировался в Мариуполе — на Азовском судоремонтном заводе, после чего — 27 сентября 2018 года, прибыв своим ходом в Одессу, пришвартовался у причала №16 морского вокзала Южной Пальмиры.

В Одессе теплоход решили использовать на прогулочных рейсах вдоль черноморского побережья.

Евгений Кунгурцев, 1945

Генерал-майор Евгений Кунгурцев, Бердянск

Мемориальная доска в Бердянске

Памятник на родине Героя — в городе Ижевске

«Генерал Кунгурцев» в Бердянске, 2005

«Генерал Кунгурцев» на ремонте в Мариуполе, лето 2018

«Генерал Кунгурцев» на ремонте

«Генерал Кунгурцев» идет в Одессу, 23 сентября 2018, Керченский пролив

«Генерал Кунгурцев» в Одессе, осень 2018

«Генерал Кунгурцев» в Одессе

 

Юный комбат, которого называли Терентичем

От старшего лейтенанта до майора [и командира батальона] Алексей Слободчиков дослужился… за один фронтовой год. Причем за этот год он был награжден медалью «За отвагу», орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени. И удостоился звания Героя Советского Союза. И это в двадцать с небольшим лет.

К слову, его на фронте величали не майором и комбатом, а уважительно Терентичем – по отчеству.

Цитирую наградные листы героя-гвардейца из вольнянского села, которые я отыскал в военном архиве:

«С группой бойцов в 40 человек, подпустив противника на 100 метров, расстрелял в упор до 70 гитлеровцев, сжег две автомашины, захватил пленных и трофеи»,

«следуя за огневым валом, подразделение тов. Слободчикова атаковало противника и уничтожило свыше роты немецких солдат и офицеров и три огневых точки, а также захватило несколько блиндажей, чем был решен исход разгрома 2-го батальона 228-го пехотного полка немцев»,

«в бою за высоту 35,3, где противник создал оборонительный рубеж, опоясав его противотанковым рвом и проволочным заграждением, батальон под командованием тов. Слободчикова силой своего удара опрокинул расчеты врага. Понеся большие потери, противник бежал»,

«в бою за высоту 167,0 тов. Слободчиков, умело маневрируя, сломал сильное сопротивление немцев,  со своим батальоном ворвался в немецкие окопы и в рукопашной схватке с врагом уничтожил до 300 немецких оккупантов. Отбивая неоднократные ожесточенные контратаки противника, тов. Слободчиков удержал занятый рубеж»,

«в наступательном бою по прорыву «Голубой линии» немецкой обороны на подступах к высоте 95,0 и на промежуточных рубежах по освобождению Таманского полуострова батальон под руководством тов. Слободчикова, ломая сопротивление немецких захватчиков, истребил до 200 фашистов, 16  огневых пулеметных и минометных точек, неоднократно обращая противника в паническое  бегство».

Слова-то какие использованы в казенных документах — наградных листах: следуя за огневым валом, ворвался в немецкие окопы, обращая противника в паническое бегство. По всему чувствуется, не только солдаты уважали Терентича, но и его командиры.

По воспоминаниям сослуживцев, при прорыве вражеской обороны ему равных не было. И в бою нередко можно было услышать: «Эй, тылы, подтянитесь! Терентич уже свой батальон поднял!»

Погиб 21-летний гвардии майор Алексей Слободчиков в бою за Сапун-гору 8 мая 1944 года.

Похоронен в Севастополе.

К сожалению, как и во времена гвардейца из Вольнянского района, нынче Севастополь снова находится в оккупации и снова нуждается в освобождении.

Найдется для него свой бесстрашный Терентич?

*

Большой автономный морозильный траулер  «Алексей Слободчиков», построенный в 1991 году на стапелях николаевского завода «Океан», изначально предназначался для работы в океанах южного полушария Земли. Он может ловить рыбу донным и разноглубинным тралами, перерабатывать рыбу в мороженую продукцию, вырабатывать консервы и полуфабрикаты, хранить и передавать выработанную продукцию на транспортные рефрижераторы или транспортировать их в порт.

Фактически это плавучий завод.

Длина  его — 105 м, ширина — 16 м, высота борта — 10,2 м. Траулер имеет четыре палубы, скорость его хода — до 12,5 узла.

Сейчас траулер находится в районе Новой Зеландии под флагом… Новой Зеландии. Что от этого имеет Украина, выяснить мне не удалось: все, что связано с украинскими судами – где они работают и какой доход приносят стране, покрыто тайной.

Алексей Слободчиков

Бюст Алексея Слободчикова, Михайловка Вольнянского района

Могила Алексея Слободчикова в Севастополе

«Алексей Слободчиков», 29 декабря 2017

«Алексей Слободчиков», 19 июня 2018

«Алексей Слободчиков», 18 ноября 2018

 

Участник однодневной войны на краю света

Офицер-физкультурник старший лейтенант Степан Савушкин воевал… всего один день.  День этот – 18 августа 1945 года.

В тот августовский  день он стал участником крупномасштабной Курильской десантной операции, закончившаяся изгнанием с Курил японских вояк, проигнорировавших заявление от 14 августа 1945 года своего императора о капитуляции Японии.

…С переменным успехом разгоревшийся рано утром бой за остров Шумшу [с ударением на крайнем «у»] длился около четырех часов, а в 11.00 в атаку на доминирующую над округой высоту с отметкой 171,0 поднялась рота морской пехоты. В ходе атаки пожертвовали своими жизнями, блокировав телами японский дот, косивший огнем наступавших, краснофлотцы Николай Вилков и Петр Ильичев.

А вскоре  в контратаку перешли уже японцы, которых поддерживали 18 танков. В бой с ними вступила группа десантников, которую возглавил старший лейтенант Степан Савушкин, высадившийся в первом эшелоне десанта и до высадки на остров второго эшелона остававшийся в составе десанта единственным штабным офицером.

Отличный спортсмен, старлей первым швырнул связку гранат в надвигавшийся на десантников японский танк. Примеру командира последовали и другие. А вскоре подключились к отражению контратаки самураев и корабли, доставившие к острову десант: корабельные орудия сначала отсекли пехоту от танков, а затем и полностью подавили танковую атаку. И тогда  старший лейтенант Степан Савушкин поднял в атаку солдат, матросов и пограничников. И остававшаяся неприступной высота 171,0 была взята: после недолгой рукопашной схватки японцы были сброшены с нее и совсем скоро начали массово сдаваться в плен.

К сожалению, сам Степан Савушкин получил в бою тяжелое ранение, от которого впоследствии, уже на борту плавучего госпиталя, умер.

Похоронен – безо всякого преувеличения, на краю света: в братской могиле на горе Северной острова Шумшу. Это та самая высота 171,0, которую взяли десантники, поднятые в атаку старшим лейтенантом из далекого Запорожского края.

*

Грузовой теплоход «Степан Савушкин» был построен в румынском городе Галац в 1969 году для Сахалинского морского пароходства.

Длина его 104,4 м, ширина — 14,37 м, высота борта — 7,12 м, грузовместимость насыпью -5477 т, скорость с грузом – 13,5 узла. Дальность плавания теплохода – шесть тысяч миль, экипаж – 24 человека.

В ноябре 1996 года был списан и разрезан на металлолом. Название же теплохода перешло к охранно-патрульному катеру, приписанному к природному парку «Монерон», расположенному в акватории Татарского пролива, в 50 километрах от южной оконечности острова Сахалин.

Данных о состоянии катера «Степан Савушкин» нет.

Степан Савушкин

Бюст Степана Савушкина на родине — на аллее Славы в городе Каменка-Днепровская

Бюст Степана Савушкина в музее военного института физкультуры в Санкт-Петербурге

«Степан Савушкин»,Татарский пролив, 1980

«Степан Савушкин», порт Ванино, лето 1990

«Степан Савушкин», Схалин, сентябрь 1993

«Степан Савушкин», патрульный катер парка «Монерон»

Патрульный катер

Остров Монерон — вид с сахалинских сопок

Владимир ШАК

От автора

Больше всего именных пароходов-теплоходов [и даже одна яхта] досталось бердянцам – летчице Полине Осипенко, в частности, и мятежному лейтенанту Шмидту. Однако просторы морей ни «Полина Осипенко», ни «Лейтенант Шмидт» уже не бороздят. Поэтому я и не включил их в сегодняшнюю подборку.

О них, как и о  нескольких городах Запорожской области, которые тоже были присвоены теплоходам и кораблям [и даже одной подводной лодке], мы поговорим в следующий раз.

Фото из открытых Интернет-источников

(Visited 103 times, 1 visits today)
Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *