Несмотря на то, что я не являюсь поклонником оперного искусства, таки одну экранизированную оперу нахожу на Ютубе достаточно часто. И когда хорошее настроение, и когда оно чем-то испорчено. Эта потрясающая украинская опера, в которой заглавную роль блестяще исполнил уроженец запорожского края Иван Паторжинский, называвется… ну, конечно же
«Запорожец за Дунаем».
Закончив у себя в селе (а находилось оно на берегу Днепра – на территории нынешнего Вольнянского района Запорожской области) церковно-приходскую школу, Иван Паторжинский поступил в Екатеринославскую духовную семинарию, где сразу стал петь в церковном хоре. А потом красивый бархатный бас 15-летнего юноши заприметила преподаватель Екатеринославского музыкального училища Зинаида Малютина. Пораженная его голосом, она стала бесплатно заниматься с Иваном, а когда в Екатеринославле [нынешний Днепр] открылась консерватория, взяла его в свой класс вокала.
Первый сольный концерт Ивана состоялся 21 июля 1918 года на Голубовском прииске [нынешний город Голубовка, находящийся под контролем рашистов].
В 1925-1935 годах Иван Паторжинский – солист оперного театра в Харькове, откуда в 1926-м отправляется на стажировку в Италию – в известнейший театр Ла-Скала.
В 1935 году певец уже в Украинском театре оперы и балета в Киеве. С 1946 года он – профессор Киевской консерватории.
В 1952 году Иван Сергеевич уходит из театра и на сцену возвращается только… 8 октября 1953 года, чтобы в трехсотый раз исполнить партию Карася в опере «Запорожец за Дунаем».
*
Итак,
«Запорожец за Дунаем», 1953 год.
Экранизация одноименной оперы Семена Гулака-Артемовского. Киевская киностудия. Режиссер: Василий Лапокныш; оператор: Алексей Мишурин; художник: Михаил Юферов; актеры: Иван Паторжинский (Иван Карась), Мария Литвиненко-Вольгемут (Одарка), Елизавета Чавдар (Окчсана), Николай Шелюжко (Андрий), Михаил Гришко (Султан).
Сюжет: в 1775 году, после ликвидации Запорожской сечи, часть запорожцев в поисках «вольных земель» переселилась за Дунай и попала под власть султанской Турции. Однако запорожцы вскоре поняли, что обещание поселить их на «вольных землях» оказались обманом, и стали требовать возвращения на родину. Понимая, что запорожцы готовы силой оружия пробиться домой, турецкий султан вынужден был разрешить им возвратиться в Украину.
Условно можно считать, что прообразом Ивана Карася был кошевой атаман Задунайской Сечи, а позже — наказной атаман Азовского казачьего войска Осип Гладкий, умерший [5 июля 1866 года от холеры] и похороненный в Запорожье. Могила его была отреставрирована в 1992 году и имеет статус объекта культурного наследия. А в 2010 году Осипу Гладкому в Запорожье поставили даже памятник.
Хотя по сути, атаман предал задунайских запорожцев и, после его бегства – в мае 1928 года, в росию с двумя сотнями козаков и их семьями, турки жестоко расправились с оставшимся населением Задунайской Сечи. А это тысячи украинцев. По неписаным законам Сечи, за такую подлость атаману полагалась смерть. А в Запорожье ему памятник поставили. Но это – отдельная история.
Если же вернуться к опере, ее главная идея — не в этих трагических событиях. И автор оперы, и ее герои постарались рассказать зрителям о своей любви к Украине. И им это удалось. Поэтому я с удовольствием вновь и вновь возвращаюсь к картине. И, думаю, не только я.
Владимир ШАК
Иван Паторжинский в роли Карася, кадр из фильма «Запорожец за Дунаем»