Два дня подряд в Запорожье идет спектакль «Лифт».
Для нас, первых зрителей, впечатление еще продолжается.
Есть в английской литературе какая-то общая неторопливость, с которой герои пьют чай…
Кстати, желание выпить чаю мы вынесли с собой и запорожцы, побывавшие на премьере в театре VIE на Хортице первого и второго ноября, по вечерам, полным английской мглы.
Ибо два главных героя, наемные убийцы Бен и Гас, с которыми мы провели вечер в ожидании вызова их на «работу», так и не выпили чаю на протяжении спектакля. Керосин не было на кухне гостиницы-ресторана, где остановились киллеры. Поэтому они провели время, в частности, решая, как правильно говорить: «Поставить чайник» или «Поджечь чайник»?
«Никто не говорит «поджечь газ», — кричал Бен. — Кто здесь старше, я или ты?»
Да, конечно, Бен. Керосин и не спорил. Но при этом оставался самим собой – остроумным заикой с мигренью.
Именно таким героем-киллером Андреем Лятуринским и увидел Виктор Попов. И действительно Андрей давно просил у режиссера именно такую роль…

«Лятуринский… я нашел то, что ты хотел», – вспоминает Андрей слова Виктора Васильевича, когда он пригласил актеров к прочтению пьесы «Лифт».
Автор – Гарольд Пинтер (1930-2008), британский драматург, поэт, режиссер и актер, лауреат Нобелевской премии по литературе 2005 года.
Классик драматургии «закольцевал» несколько моментов, которые видишь на сцене как обрамление. Появление молчаливой героини в начале и конце спектакля. Мысли вслух, к которым возвращаются герои… ¦Гас спрашивает, одинаковы ли в смерти женщины и мужчины, и вспоминает прошлую жертву. Она приходит к нему кошмаром во сне: «Кажется, женщины по текстуре не такие, как мужчины… Бен, она словно растеклась…» Он получит ответ, неожиданный и общий для них обоих.
Как и ответ на вопрос, убирает ли кто-нибудь за ними следы убийства…
Убирают, конечно. И это мы увидим в финале. Выйдет художник театра Николай Бирюков и умело вытащит со сцены труппы…

***
Этот спектакль, как мне кажется еще во время просмотра, – об отношениях, о несовпадении и нетерпении. Да и о терпимости, потому что они не могут друг без друга ни жить, ни делать свои дела.
“Мне кажется, что в этом спектакле идет речь… о доверии.
Два друга. Постоянно рядом. Они должны убрать человека, и они до конца представления не знают, кто это. И Гас подозревает, что это может быть …он”, – говорит Андрей Лятуринский.
Смерть приходит за обоими героями от молчаливого персонажа, который в начале спектакля цепляет лампу на сцене «жучка-наблюдателя».
Андрей Верман, играющий Бена, видит в этом проявление высшей справедливости: «Зло должно быть наказано»…
Виктор Васильевич, в разговоре с журналистами, так объяснил выбор пьесы Лифт. Это качество, присущее хорошей драматургии: то, что кажется легким в начале, открывается глубиной. «Никаких поучений, никаких реминисценций на сегодняшний день, только разговор, разговор… И ты со временем видишь, что это судьба человека»…
Мы поймали это чувство – потому что во время спектакля успели привыкнуть к Бену и Гасу, находя в себе отпечатки их отношений, привычек, слов. Поэтому вместе с туманом, в который мы вышли после просмотра «Лифта», нас охватило сожаление и понимание, что другого выхода и не должно быть.
И поиск смыслов продолжается.
Инесса АТАМАНЧУК, фото Николая БАРИШЕВА
Еще сегодня, второго ноября, в 17.00 и 15, 16 ноября, также в 17.00 – премьера спектакля «ЛИФТ».
Билеты на сайтах: concert.ua и musin.zp.ua.
Для военных, ветеранов и УБД вход свободный.
Дополнительная информация по номеру +38(095)776-54-32 (Viber, Telegram, WhatsApp).








