Сегодня Театр поэтической песни под руководством Елены Алексеевой (далее – Театр) отмечает 20-летие.
И это все о нем…
Коллектив во всех отношениях необычный.
Театр-новатор. Впервые в Украине авторская [бардовская] песня стала объектом сценической драматургии, ее исполнители – актерами, владеющими всем арсеналом театрального искусства, а зрители – со-участниками захватывающего действа.
Театр-“многостаночник”. Репертуарные спектакли, масштабные детские проекты, разнообразные концертные программы, творческие вечера отдельных исполнителей. Артисты представляют авторскую песню подо всеми возможными углами – в строгом соответствии с законами жанра и неизменным профессионализмом.
Театр-мастерская. Накопленный опыт музыкальных, интонационных, эмоциональных, пластических, режиссерских решений отдельных произведений и их гармоничного “ткания” в единое полотно вот уже десять лет передается юным авторам и исполнителям на Всеукраинском детско-юношеском фестивале-мастерской авторской песни “Солнечный зайчик”.
Театр-неистовый упрямец. Не раз казалось, что силы на исходе. Ни город, ни область не нашли особой выгоды в популяризации тонкого, изысканного, интеллектуального жанра, каким его предлагают зрителям артисты Театра. А день за днем, месяц за месяцем, год за годом отдавать все свободное время и силы служению Поэтической песне – невозможно. Металл и тот знает усталость. Но, кажется, что этот Театр запрограммирован Булатом Окуджавой, чью строчку артисты вынесли в название первой, записанной ими в 1999 году кассеты: “Гори, огонь, гори!”.
“Надежды маленький оркестрик”
Театр поэтической песни в 1998 году вырос из студии авторской песни при Запорожском государственном университете, которой руководила выпускница Высшей школы деятелей сценического искусства при Российской академии театрального искусства (ГИТИС) Елена Алексеева. Позже коллектив прирастал ее учениками и воспитанниками кружка авторской песни при Дворце детского и юношеского творчества.
Театр обрел “базу” во Дворце культуры “Титан”, чьим украшением он является все эти годы. Тогда, в 98-м, завод только-только отказался от обременительного “объекта соцкультбыта”, творческих коллективов было немного, и полные надежд и желания творить молодые энтузиасты принялись за дело – ведь появилась возможность обживать разные пространства – большие и камерные.
Это был период накопления энергии в привязке к месту. Елена Алексеева, Жан Селезенев, Анна Гайдук, Олег Ильинский, Анна Гаврик, Наталья Попова, режиссеры Валерий Степанов и Елена Гаджилова своими руками [и, надо сказать, своими материалами] обустроили танцкласс, трансформировав его в сценическую площадку для малых театральных форм.
Сцена из спектакля “Тихо музыка играла…”
Первые же спектакли “Надежды маленький оркестрик”, “Тихо музыка играла…” и “Знаки Зодиака” привлекли серьезное внимание публики, которое потом только крепло.
“Знаки Зодиака”
Чему немало способствовал и другой формат, который успешно освоил театр – проект регулярных концертов для родителей и детей “Обитель доброты” демонстрировался на большой сцене ДК “Титан”.
Звания, награды, гражданская позиция
С 2000 года для Театра поэтической песни начался второй этап – признания в профессиональной среде.
Коллектив неоднократно становился лауреатом Высшей театральной награды Приднепровья «Січеславна», областной премии для одаренной молодежи в номинации “Театральное искусство”, региональной программы “Зоряний шлях”.
Артисты театра завоевали множество званий на всеукраинских и международных фестивалях и конкурсах авторской песни, в том числе стали дипломантами самого престижного Международного фестиваля “Петербургский аккорд”.
Позже лауреатство на конкурсах АП стало отличительной чертой молодого поколения актеров Театра, а его создатели перешли в категорию профессионалов, которые ведут на них творческие мастерские и являются членами жюри.
Театр поэтической песни под руководством Елены Алексеевой выступал на таких знаковых площадках нашей страны как Национальная филармония, Малый зал Национального концертного зала “Украина”, Киевский дом офицеров и другие…
Артисты приобрели международную известность, выступая по приглашению организаторов фестивалей в ближнем и дальнем зарубежье.
“Мой конь притомился, стоптались мои башмаки”? Отнюдь!
Казалось, даже власти обратили внимание на достижения и потенциал Театра поэтической песни. Был период, когда коллективу было предложено выступать на малой сцене в областном академическом музыкально-драматическом театре имени Магара. Аншлаги на каждом спектакле [в том числе на украинском языке “Циганська муза” и “Мріяти, щоб жити”] давали основание надеяться, что театр получит официальный статус, а его актеры смогут заниматься любимым искусством, не отвлекаясь на думы о зарабатывании на кусок хлеба.
Увы, спустя полгода выяснилось, что усердная работа артистов причиняет техперсоналу некоторые неудобства, а ставки требуются другому коллективу.
В “ДК “Титан” ситуация переменилась: театральный зал успели разобрать, и показывать спектакли стало негде.
Вы думаете, артисты сложили руки? Ничуть не бывало. Они решили работать по другой структуре – вовлечь в песенно-театральную атмосферу оркестрантов и выходить на другие городские концертные площадки.
Проект “Все выше музыка любви”
Такой опыт уже был. Еще в 2003 году с камерным ансамблем “Деликатес” запорожского Классического лицея при поддержке отдела по делам национальностей управления культуры Запорожской ОГА была создана большая концертная программа “Все выше музыка любви”, а в сотрудничестве с культурным центром “Альянс Франсез Запорожье” – “Весна. Франция. Шансон”. Показаны в Концертном зале им. М.И Глинки.
И в конце 2005 масштабный проект к 70-летнему юбилею Юрия Визбора дважды демонстрировался в ДК имени Шевченко.
В 2006 два концерта памяти Виктора Берковского состоялись в ДК ЗАлК.
Затем были мощные театрально-оркестровые проекты в родном “Титане” – к 70-летию Владимира Высоцкого и на протяжении ряда лет в областной филармонии – “Театр – душа моя”, “Из всех ремесел воспоем добро”, “Песни, которые хочется петь”, “Визбор. Окуджава. Диалоги со временем”.
В 2014 году актеры Театра поэтической песни по приглашению тогдашнего дирижера областной муздрамы Александра Сурженко приняли участие в проекта “Крещенские вечера”.
С начала военных действий на Донбассе Театр продолжил свою многолетнюю благотворительную работу, перенеся ее в запорожский военный госпиталь и воинские части, а в 2016 представил большой проект поколений “Щоб тільки праведне змоглось”.
Вместе способны на большее!
Зимой нынешнего года на большой сцене ДК “Титан” дважды был продемонстрирован масштабный проект “Владимир Высоцкий. 80 лет”, в котором по приглашению Театра приняли участие ведущие творческие силы запорожской авторской песни. “Вместе пособны на большее!” – решили барды, и спустя два месяца создали “Запорожский центр авторской песни”.
Сотрудничество оказалось плодотворным. Вместе с коллегами Театр поэтической песни в том же ДК “Титан” показал действо “Давайте познакомимся!”, затем провел вечер памяти Юрия Визбора [в поддержку запорожского барда Александра Белана] и достойно организовал 35-й Всеукраинский фестиваль авторской песни “Байда”.
В собственный юбилей артисты – в разгаре работы над очередной программой. Надеемся, что очередной всплеск неистового творческого огня не заставит себя ждать. На смену декабрям приходят январи! Следите за рекламой!
Поздравляем!!!
Фото из архива Театра поэтической песни
сказано!
Людмила Богдановская, президент Запорожского культурного центра “Альянс Франсез Запорожье”:
– Неистребимая оптимистка, битая жизнью, ценю хорошую авторскую песню за исключительный позитив, оформленный, как правило, хорошей поэзией, – формой выражения изысканной, не всем понятной, но востребованной и в нашем пролетарском городе, – поскольку эти поэтические обращения души настолько искренни, что не принять их невозможно. И в ответ – взлет, порыв, всех обнять, сделать чего-нибудь эдакое!
Думаю, что Запорожью повезло, что Театр поэтической песни не просто хранит дух чистоты и искренности песни, но и представляет ее зрителю артистически грамотно, приятно удаляя каждым концертом. Очевидно поэтому и находит Театр свое развитие в юном поколении, звеня колокольчиками-конкурсами-победами.
Артисты Театра, Лена, его основатель и стержень, – люди отдающие, щедрые и с активной жизненной позицией. У Театра всегда был и есть свой зритель в Украине и не только. Театр здоров, пульс нормальный, – концерты анонсируются в городе с завидным постоянством. Виват триединству музыки, поэзии и театрального искусства! Публика требует продолжения!
Наталія Ігнатьєва, театрознавиця:
– Завдяки спільній діяльності в ГО «Запорізьке театральне товарситво», я долучилася до кількох заходів Олени Алексєєвої та її театру. Що мене вразило найбільше – це енергійність і самовідданість усіх, хто присвятив себе авторській чи бардівській пісні.
Уявити лише, яких зусиль вимагає організація і проведення фестивалю в умовах вічної недооплачуваності культури. Або створення і підтримка репертуару. Чи концертна діяльність. Не кожен дотований з бюджету колектив здатен з таким упоратися.
А Театр поетичної пісні здатен. І двадцять років успішно це доводить. А при цьому ще й має власне обличчя, власний стиль. І роками підтримує живчик глядацького інтересу. І привносить до культурної палітри Запоріжжя свою індивідуальну барву