КАМЕРНЫЕ концерты в киноконцертном зале имени Глинки дарят не меньше эмоций, чем программы на большой сцене. В этом зале выступают ведущие артисты Запорожского академического симфонического концерта – в частности, в формате творческого проекта «Мистецькі зустрічі у камерній залі». В исполнении дуэта Владимира Галиченко [скрипка] и Иоланты Дамаскиной [фортепиано] здесь прозвучали программы «Таємниці скрипки», концерт к юбилею Бетховена. Дуэт скрипки и рояля – классическое сочетание инструментов. “У рояля глубина низких звуков, у скрипки тембр и виртуозность”, – говорит лауреат международных конкурсов, мой собеседник Владимир Галиченко.
– Из чего рождаются мелодии? Потерян ли смысл мелодии или она остается такой же важной
– Думаю, что мелодичная музыка востребована всегда. Мелодичная музыка легко запоминается. Ведь самый популярный жанр – песня, а песни без мелодии нет. Но есть музыка, в которой мелодия не на поверхности, а скрыта за разными музыкальными слоями – она богата, интересна, но чтобы понять ее, нужна подготовка. Между тем, программа концерта «Тайны скрипки» – в основном простая, мелодичная музыка.
– Как оживает мелодия?
– Честно говоря, не знаю. Музыка, которую разучиваешь, часто звучит внутри – так, как она звучала бы идеально. Стараюсь услышать и воплотить.
– Как научить ребенка музыке, не напугав его? Или великим музыкантам положены великие страдания?
– Нет-нет-нет. Маленький Моцарт старался подражать отцу, тянулся к музыке с младенчества, его не надо было заставлять. Страдания выпали, скорее, Бетховену, Паганини.
Думаю, чтобы заинтересовать, увлечь, не нужно требовать слишком многого от ребенка в начале учебы. Если есть способности, ребенок понемножечку, потихонечку раскрывается.
– Мне кажется, есть люди, способные в технике исполнения, есть от природы музыкальные, есть способные в теории…
– Это тоже можно распознать в детстве. Ведь исполнителю нужно очень много качеств. Здоровье очень важно – приходится много заниматься. Надо быть выносливым, иметь сильные руки. Если есть хороший слух, память, музыкальность, но слабые физические данные, вряд ли что-нибудь получится… Бывает, что со временем развивается музыкальный слух, однако задатки обязательны. Я преподаю в колледже – и для меня очевидно, у какого студента какое направление.
– Кстати, скрипка помогла дочери стать хорошим филологом.
– Конечно, при занятиях музыкой развивается память, утоньшается слух. Изучая музыку, овладеваешь языком, который понятен всем, универсален. Становишься богаче, слышишь музыку во всем – в природе, в городе, в своей жизни.
– Есть ощущение, что к музыке интерес цикличный. Или число людей, которые хотят учиться музыке, значительно не меняется? Как почувствовать по ребенку, что он способен?
– Для этого есть вступительные экзамены.
Перед экзаменами проводятся прослушивания в детских садиках, школах. На них приводят немало детей. Понятно, что всех не увидишь, не переслушаешь, поэтому важно внимание родителей, дедушек-бабушек к способностям ребенка.
И в музыкальные школы по-прежнему есть конкурс.
– Какую музыкальную школу вы заканчивали? Кто ваш учитель?
– Учил меня Анатолий Захарович Мищенко, его уж нет сейчас. Был он артистом нашего оркестра, потом преподавал в первой музыкальной школе. Но заинтересовался я музыкой только к пятому классу, долго к ней шел… Тем не менее, потом нагнал. У меня путь не Моцарта! Но перед каждым концертом всегда происходит мобилизация. И ощущение, что силы даются свыше.
– Спрошу об искусстве музыкальной композиции. Как этому можно научить? Уверена, что права была французская пианистка Ким Барбье, попросив публику не хлопать между частями произведения – это мешает ей сосредоточиться.
– Музыкальная конструкция базируется на многих вещах. Понимание, как построено музыкальное произведение, приходит с опытом. Гениальные дети это чувствуют, гениальные исполнители это качество имеют…
Научить этому почти невозможно. Для понимания формы произведения нужен очень широкий кругозор – и не только музыкальные знания.
– Но к этому постепенно придут дети, которые ходят на концерты проекта «Філармонія – дітям».
– Ну, детские концерты – это наше общее дело. Дети очень благодарная аудитория.
– А я помню ваши концерты в Запорожском художественном музее!
– Это была, наверное, выставка Наташи Коробовой, 1995 год, начало моей работы в Запорожье. Организацией концертов занималась Ирина Рогозина. Симбиоз музыки и живописи – тоже в обучение искусству композиции, кстати.
– Будем ждать новых концертов в новом сезоне и новых встреч в филармонии!
Беседовала Инесса АТАМАНЧУК