Специалисты Госпродпотребсолужбы в Запорожской области рассказали «МИГу» об основных правилах, которые помогут избежать многих проблем в туристических поездках, а в случае необходимости – защитить свои права как потребителя.
Прежде всего, при заключении договора на туристическое обслуживание необходимо проверить надежность туроператора – имеет ли действующую лицензию и насколько финансово обеспечен [актуальная информация доступна на вебпортале в разделе «Діяльність-Ліцензування туроператорської діяльності – Ліцензійний реєстр»].
Договор на туристическое обслуживание составляется в письменной или электронной форме. Каждая из сторон, еще до начала туристического путешествия, может потребовать внесения изменений в договор или его расторжения в связи с существенным изменением указанных условий и обстоятельств. В частности, в случаях:
• ухудшения условий туристической поездки, изменения ее сроков;
• непредвиденного повышения тарифов на транспортные услуги;
• введения новых или повышения действующих ставок налогов и сборов, других обязательных платежей;
• существенного изменения курса гривни к иностранной валюте, в которой выражена цена туристического продукта;
• договоренности сторон.
Большинство жалоб на качество предоставленных туристических услуг и нарушения прав потребителей, которые поступают в Госпродпотребслужбу, связаны с внешним туризмом. Наиболее типичные нарушения: наличие в договоре на туристическое обслуживание пунктов, которые противоречат действующему законодательству; не предусмотренная договором замена программы тура; отсутствие необходимой и достоверной информации о турпоездке и услугах на месте отдыха; несоответствие обещанных условий проживания туристов и мест размещения.
В то же время, в соответствии с требованиями статьи 20 Закона Украины «Про туризм», турист имеет право отказаться от выполнения договора на туристическое обслуживание до начала турпоездки при условии возмещения туроператору [турагенту] фактически осуществленных им и документально подтвержденных затрат, связанных с отказом клиента.
Туроператор или турагент тоже имеет право отказаться от выполнения договора, но только при условии полного возмещения убытков [подтвержденных в установленном порядке и причиненных вследствие расторжения договора, кроме тех случаев, когда это произошло по вине туриста] заказчику.
Качество туристических услуг должно соответствовать условиям договора на туристическое обслуживание. Кроме того, права туриста, как потребителя услуг, защищаются Законом Украины «Про туризм», нормами Закона «Про захист прав споживачів» и соответствующими положениями Гражданского кодекса Украины.
В случае нарушения этих прав потребитель может обратиться в Запорожское областное управление Госпродпотребслужбы – письменно [69002 м. Запоріжжя, вул. Гоголя, 105- а]; по электронной почте [office@gudpss-zp.gov.ua]; или, позвонив по телефонам «горячей линии»[044-364-77-80;050-230-04-28].
Электронное обращение также можно подать на официальном портале Госпродпотребслужбы в Запорожской области в разделе «Електронне звернення громадян»: https://www.gudpss-zp.gov.ua/index.php?page=zv&id=3&form=3.
Образец жалобы есть на сайте управления.
Телефон для справок: (061) 228-04-62
Требования к туристам в связи с пандемией коронавируса
По состоянию на 28 декабря большинство стран требуют от туристов при въезде в страну «ковид-сертификат» о полном прохождении вакцинации от COVID-19 или справку, подтверждающую отрицательный тест на коронавирус.
С тестом по прибытию [если вы не были вакцинированы] пускают в следующие страны: Албанию, Болгарию, Бразилию, Грецию, Египет, Кипр, Испанию, Мальдивы, ОАЭ, Португалию, Сейшельские острова, Таиланд, Танзанию, Турцию, Францию, Хорватию, Черногорию, Шри-Ланка.
Но тут есть нюансы. К примеру, во Францию и многие другие европейские страны туристам из Украины разрешены любые путешествия при условии предоставления документов о вакцинации только вакцинами, признанными Европейским агентством по лекарственным средствам. Тем, кто не прошел вакцинацию, или получил вакцину, которая не признана ЕАЛС [например, «Короновак»], нужно предоставить результат негативного ПЦР теста, либо отрицательный тест на антиген, сделанный менее чем за 72 часа до вылета; а также личное заявление об отсутствии симптомов инфекции Сovid-19 [дети до 12 лет не предоставляют тест на Sars-CoV-2 – вирус, вызывающий Сovid-19]
Кроме того, лицам, получившим вакцину, признанную Европейским агентством по лекарственным средствам [Pfizer/Comirnaty, Moderna, AstraZeneka/vaxzevria/Covishield, Janssen], необходимо подтвердить получение полного цикла вакцинации от Sars-CoV-2, а именно:
• через одну неделю после второй инъекции для вакцин с двойным вводом [Pfizer, Moderna, AstraZeneca];
• через 28 дней после инъекции для вакцин с однократным введением [Johnson & Johnson];
• через одну неделю после вакцинации лиц с анамнезом Covid-19 [требуется только одна инъекция].
Без тестов и карантина пока можно путешествовать лишь в Доминикану и Мексику [однако и в этих странах при въезде делают выборочные тесты].
Полностью запрещен въезд с туристическими целями [на 28 декабря 2021] в Италию, Индию, Индонезию.