Оказывается, самой старинной постройкой города Каменка-Днепровская является храм, возведенный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он и красив и величествен. Возвышаясь над окружающими его домами, храм аж с позапрошлого века остается тамошним заглавным зданием. По сути, с него и начинается город, раскинувшийся на берегу Каховского водохранилища – в тех местах, кстати, где находится всемирно известная археологическая достопримечательность – Мамай-гора.
Даже день города в Каменке отмечают в главный праздник местного храма – в день Рождества Богородицы (21 сентября), а не в день освобождения (7 февраля), как принято в иных населенных пунктах Запорожского края.
Ну а теперь, после краткого вступления, я предлагаю осмотреть каменский храм-красавец и побольше узнать о нем. А поможет нам настоятель храма, благочинный церквей Каменско-Днепровского округа протоиерей Олег (Чиквашвили), с которым я знаком давно и знаю, что до того, как стать священником, он служил… следователем в Мелитополе. Неисповедимы пути Господни)))
Прошлое и настоящее
Отцу Олегу однажды очень повезло: он отыскал в архиве немаловажный документ – датированную 1910 годом епархиальную опись каменского храма Рождества Пресвятой Богородицы. В ней и обнаружилась точная дата его закладки – 1885 год. До этого на каменской земле действовал деревянный храм святителя Николая, построенный еще в XVIII веке. Между прочим, первый священник храма отец Аполлинарий (Ромаданов) стал и первым тамошним агрономом. Чтобы сделать землю более плодоносящей, он придумал, как наладить на выгорающих от летнего зноя полях систему орошения.
Посвятить новый каменный храм Рождеству Пресвятой Богородицы пожелали сами каменцы. Высота его – 18 метров, если не учитывать высоту купола. Иконостас храма (послевоенный) – классический, четырехъярусный. Царские врата резные. Иконы на иконостасе отделяют друг от друга тоже резные полые балки [догадываетесь, как их изготавливали: брали бревно, выбирали сердцевину и только после этого мастер-резчик приступал к работе]. Службы в храме проходят по двунадесятым и большим православным праздникам, но двери его открыты во все дни. При храме действует воскресная школа.
Главными святынями храма считаются ковчег с мощами Оптинских старцев, а также особо почитаемая, а значит, как говорят в таких случаях, намоленная икона Божией Матери [она слева от царских врат] и несколько образов, относящихся ко времени закладки храма, включая икону «Покров Божией Матери».
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Каменке-Днепровской действовал всегда. Только в войну с немцами лишился купола и колокольни.
– Выходит, у коммунистов не поднялась на него рука? – полюбопытствовал я у отца Олега.
– К сожалению, поднялась.
Как коммунисты фашистов подставили
Принято считать, что каменский храм частично разрушили фашисты. Они же и храмовую колокольню уничтожили. А вот что на сей счет поведал отец Олег. По его словам, однажды на исповедь к нему пришел весьма немолодой горожанин. «Батюшка, – заявил он, – не хочу уходить в загробный мир с тяжким грехом: мне известно, кто в войну взрывал наш храм и уничтожал колокольню – жители Каменки, работавшие в колхозе «Заря». При этом, чтобы разрушить колокольню, заряд в нее пришлось закладывать трижды».
Я не склонен думать, что колхозники, разжившись по случаю взрывчаткой, по собственной инициативе решились на такой кощунственный поступок. Действовали они, надо полагать, по приказу своих компартийных вожаков, которые злодеяние свое потом свалили… на фашистов.
– Услышанное на исповеди, – рассудительно заметил отец Олег, – мне кажется вполне правдоподобным. Вряд ли бы немцы стали взрывать храм, в котором, как говорят старожилы, находился их госпиталь. Согласны?
– Вполне.
Владимир ШАК
Фото Сергея ТОМКО