В 1999 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин и предложила правительствам, международным и неправительственным организациям проводить в этот день мероприятия, направленные на привлечение внимания общественности к этой проблеме.
Дата 25 ноября была выбрана в память о сестрах Мирабал – политических активистках, забитых до смерти палками тайной полицией по приказу диктатора Доминиканской Республики Рафаэля Трухильо в 1960 году.
ООН отмечает, что женщины и девочки подвергаются насилию, как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов – со стороны государства, общества, родственников. Насилие в отношении женщин не ограничено рамками какой-либо конкретной политической или экономической системы. Оно существует в любой стране, не признает границ материального благосостояния, расы и культуры. Структуры доминирования, на которых основывается насилие, глубоко укоренены в обществе. Опыт или угроза насилия повсеместно препятствуют женщинам в полной мере осуществлять свои права человека и пользоваться ими.
Ежегодно с 25 ноября по 10 декабря (День прав человека) проходит акция «16 дней действий против гендерного насилия». Тема нынешней кампании – «Окрась мир в оранжевый цвет: Поколение равенства выступает против изнасилований». Эта тема имеет целью активизацию усилий гражданского общества в борьбе с сексуальным насилием в отношении женщин.
Сегодня ООН предлагает надеть одежду или аксессуары оранжевого цвета, чтобы выразить свою солидарность с движением во имя будущего, свободного от насилия по отношению к женщинам и девочкам. Вместе с тем, во многих городах мира пройдут соответствующие мероприятия, а знаменитые здания будут подсвечены оранжевым цветом.
Юбилеи дня:
181 год со дня рождения Ивана Нечуй-Левицкого (наст. – Левицкий; 1838-1918), украинского писателя.
(Вікіпедія)
Автор известных повестей «Николай Джеря», «Две московки», «Причепа», «Кайдашева семья», «Старосветские батюшки и матушки», огромного количества публицистических и литературно-критических статей.
Нечую-Левицкому принадлежат и драматические произведения – комедии «На Кожемяках» (1875, в переработке М. Старицкого под названием «За двумя зайцами» шла на сцене украинского театра с 1883 года), «Голодному и опята мясо», исторической драмы «Маруся Богуславка».
Он принимал участие (вместе с Кулишом и Пулюем) в переводе первого полного издания Библии на украинском языке.
Родился будущий писатель на Черкасщине в семье священника. Окончил духовную семинарию и духовную академию, но от духовной карьеры отказался.
Преподавал в Полтавской духовной семинарии, преподавал в гимназиях Калиша, Седельца, Кишинева. В 1885 году вышел в отставку, поселился в Киеве, отдавшись литературной работе.
128 лет со дня рождения Клима Полищука (1891-1937), украинского писателя, публициста, автора исторических романов. Родился в городке Краснополь Житомирского уезда Волынской губернии (ныне Житомирская область).
(Вікіпедія)
Учился в Петербурге, затем вернулся в Житомир, где в августе 1914 года был арестован за «мазепинскую» деятельность и выслан за пределы Украины. В 1920 эмигрировал в Польшу, где во Львове познакомился со своей будущей женой – писательницей Галиной Орливной (наст. фам. Мневская). Львовский период был очень плодотворным для писателя. Он выдает альманахи, организует журналы, публикует свои стихи, рассказы, повесть «Мир красный», романы «Гуляйпольский отец» и «Атаман Зеленый».
В 1924 году Клим Полищук с женой вернулся в Украинскую Республику, которая в то время уже находилась в составе СССР. Писатель работал в государственном издательстве, печатался в периодике. Арестован 4 ноября 1929 года, а в январе 1930-го решением Коллегии ОГПУ СССР был приговорен к 10 годам заключения в лагерях (в том же 1930 году была арестована и выслана в Казахстан Галина Мневская).
Отбывал наказание в концлагере Карлаг (4 года) и на Соловецких островах. Постановлением отдельной тройки Управления НКВД СССР по Ленинградской области от 9 октября 1937 года получил высшую меру наказания (расстрел). Вместе с большой группой деятелей культуры (Николай Зеров, Григорий Эпик, Марко Вороной и др.) 3 ноября 1937 года расстрелян в карельском урочище Сандармох. Реабилитирован прокуратурой Харьковской области 14 апреля 1992 года.
114 лет со дня рождения Нила Хасевича (1905-1952), украинского художника, графика, воина УПА и члена ОУН. Родился в селе Дюксин, сейчас Костопольского района Ровенской области, в семье диакона.
У него были еще два брата (оба священники) – впоследствии они погибнут (так же как и отец), правда, одного убьют поляки, а другого – «русские братья» в сталинских концлагерях.
Четырнадцатилетним Нил потерял мать, а сам стал калекой. Во время переезда через железную дорогу они попали под поезд. Мать погибла, а парню отрезало левую ногу. Но он не отчаялся, и самостоятельно изготовил себе деревянный протез. А деньги, полученные в качестве компенсации за увечья от французской компании, владевшей железной дорогой, потратил на обучение в Академии искусств в Варшаве. Нил Хасевич работал преимущественно в области станковой, книжной, документальной графики, создавал гравюры на дереве.
Имел поклонников в Польше, был награжден многими международными дипломами и престижными наградами, но путь в большое искусство для украинского художника был закрыт из-за нежелания принимать польское гражданство. После окончания обучения Хасевич вернулся в родное село. Работал учителем, бухгалтером, пел в церковном хоре, печатался в волынской периодике, активно занимался искусством – в целом с 1931 по 1942 годы работы Хасевича экспонировали на 35 выставках в Варшаве, Праге, Берлине, Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке. Во время нацистской оккупации односельчане выбрали Хасевича мировым судьей. Впрочем, поняв намерения гитлеровцев, он вступает в ряды УПА.
В течение 1943-1944 гг. Хасевич работал в редакции журнала «К оружию», готовил иллюстрации к сатирическим журналам УПА «Украинский перец» и «Хрен», руководил подпольной типографией, выпускал различные агитационные материалы (брошюры, листовки). Он же разработал эскизы флагов, печатей, бланков, бофонов и отличий подполья (Крест заслуги, Крест боевой заслуги, медаль «За борьбу в особо тяжелых условиях»).
За особый вклад в освободительное движение сам Нил Хасевич был награжден «Серебряным Крестом Заслуги» и медалью «За борьбу в особо тяжелых условиях». Конечно, довольно скоро на него, вернее на его антисоветские листовки, обратили внимание советские спецслужбы. И объявили на художника настоящую охоту. Боевые побратимы берегли и уважали Хасевича, не раз уговаривая перейти его на Запад, но он отказывался.
4 марта 1952 года Нил Хасевич, вместе с двумя военными собратьями погиб в крыивке в селе Суховцы, примерно на полпути между Ровно и Луцком. Живыми они чекистам не сдались – когда те спустились в бункер, то увидели, что трое повстанцев уже мертвы. Но это не остановило энкаведистов: они вытащили покойников, раздели, и несколько дней показывали местному люду – делалось это и в насмешку, и для острастки. Когда же зрелище им надоело, то трупы увезли неизвестно куда… Сейчас произведения Нила Хасевича хранятся во многих частных коллекциях мира.
Годовщина смерти:
В этот день ушел из жизни Александр Довженко – украинский кинорежиссер, сценарист и писатель, классик мирового кино. Александр Петрович Довженко (1894-1956), автор несомненно гениальной «Земли», прожил очень драматическую жизнь.
У него было тяжелое детство – родился в многодетной крестьянской семье в Черниговской области, где из четырнадцати детей выжили только двое – он и сестра Прасковья; бурная юность, что пришлась на времена национально-освободительной борьбы. Учился в Глуховском педагогическом институте, затем переехал в Киев: стал студентом Киевского коммерческого института, слушателем Украинской академии искусств.
В течение 1918-1919 годов воевал против большевиков в рядах УНР. Несколько раз побывал в плену – у красных и у поляков. Пережил немало опасностей, даже угрозу расстрела. В начале 20-х годов вступил в ряды партии боротьбистов, служил секретарем в торгпредстве УССР в Германии. По возвращении, в середине 20-х годов «варился в котле» харьковских интеллектуалов, преимущественно литераторов, лидером которых был Николай Хвылевой.
Все они наивно верили, что у «украинского ренессанса», так же как и у Украины, большое будущее. Это было хоть и трудное, но производительное время: на мысли, личности, таланты, на творческие озарения. Но совсем скоро стало понятно, что надеждам украинских романтиков не суждено сбыться – волнами прокатились Украиной Голодомор и репрессии. «Украинское Возрождение» стало «расстрелянным Возрождением». Почти всех, кто окружал Довженко, были расстреляны, а тех, кого оставили в живых – уничтожили морально.
На его глазах погибала не только светлая мечта – погибала украинская нация. И здесь его «призвал», выделил Сталин. И он доверчиво пошел на тот призыв. Видимо именно с тех пор и начинается тот трагический и необратимый перелом в Довженковой душе.
Примечательно, что, оплакивая смерть Сталина в 1953 году, Довженко писал: «Он отметил меня». Этот священный пиетет к «вождю народов» был у Довженко до конца дней. Дневниковые записи конца 40-х – 50-х годов порой трудно читать – через хвалебные панегирики, через клеймение «бездомных космополитов», «врагов народа». Можно сказать, что это был период полного самоослепления и самовнушения – трагический период биографии Довженко: «я счастлив», «никогда я не был так счастлив», «я люблю – Сталина, строителей, мою Юлиану» и т.д. и т.п.
Но тут же и другой рефрен: «как болит сердце…», «какая невероятная боль…» Он мечтал если уж и не жить в Украине, то хотя бы быть здесь похороненным, но, даже в этом, ему было отказано.
www.ukrinform.ru/rubric-society/2823318-25-noabra-pamatnye-daty.html