В эти июльские дни 2014 года украинские военные освободили от российских оккупантов Северодонецк, Лисичанск и Рубежное.
Операция по освобождению этих населенных пунктов началась 19 июля 2014 года. Утром 21 июля Рубежное было полностью освобождено и зачищено от боевиков. В городе была восстановлена законная украинская власть.
22 июля украинские войска начали штурмовать Северодонецк и выбили оккупантов. Город находился под оккупацией сепаратистов с июня 2014 года. Операцию по освобождению города осуществляли бойцы Криворожской бригады Национальной гвардии Украины под руководством полковника Александра Радиевского.
В тот же день, 22 июля, была освобождена и Попасная. В последующие дни атакующий натиск сил АТО на вооруженных боевиков продолжился. 22-24 июля активные боевые действия происходили в Лисичанске.
23 июля полковник Александр Радиевская погиб от пули снайпера во время ожесточенного боя в Лисичанске. Тогда, пытаясь спасти своего командира, также погибли командир батальона Криворожской бригады Нацгвардии подполковник Павел Сницар и солдат Игорь Коцяр.
24 июля Лисичанск был освобожден. Уже вечером бойцы батальона специального назначения НГУ «Донбасс» подняли украинский флаг над зданием Лисичанского городского совета.
Даты дня:
142 года со дня рождения Януша Корчака (наст. – Генрик Гольдшмидт; 1878-1942), польского писателя, педагога, врача. Автор повестей «Дети улицы», «Моськи, Иоськи и Срули», «Банкротство маленького Джека», «Король Матиуш Первый», «Дневника».
Окончил Варшавский университет. Работал врачом. Был успешным специалистом. Получал высокие гонорары от богатых пациентов и бесплатно лечил детей из бедных семей.
В 1911 г. возглавил Дом сирот. «Сыном своим я выбрал идею служения ребенку…», – написал он через 30 лет.
Во время 1-й мировой войны находился в Украине, участвовал в организации дома для польских детей в Киеве. Погиб в гитлеровском лагере смерти Треблинка вместе с 200 своими воспитанниками. «…Варшава – моя, и я – ее. Скажу больше: я – это она… Мне сказал один мальчик, оставляя Дом Сирот: «Если бы не этот дом, я бы не знал, что на свете существуют честные люди, которые не воруют. Не знал, что можно говорить правду. Не знал, что на свете существует правда…» Поливаю цветы. Моя лысина в окне – хорошая цель. У него карабин. Почему он стоит и смотрит спокойно? Нет приказа. А может, он к военной службе был сельским учителем или нотариусом, дворником? Что бы он сделал, если бы я кивнул ему головой? По-товарищески помахал бы рукой? Возможно, он не знает даже, как все на самом деле? Он мог приехать только вчера, издалека…»
Это последние строки из дневника Януша Корчака, который он вел в гетто. Большой жизнелюб и гуманист искал человека даже в эсэсовце.
***
138 лет со дня рождения Ярослава Гордынского (1882-1939), украинского историка литературы, филолога, писателя.
(Вікіпедія)
После окончания философского факультета Львовского и Венского университетов преподавал украинский и классические языки в гимназиях Львова и Коломыи, читал лекции на Высших учительских курсах во Львове. Работал в филологической секции Научного общества им. Шевченко.
Автор изданной в 1939 году в Украинской Могилянско-Мазепинской Академии наук во Львове «Литературной критики подсоветской Украины», где в 18 главах автор рассматривает советскую литературную критику, литературные журналы того времени, начала «пролетарской» литературы и марксистской критики, литературные дискуссии того времени, выражая при этом точные замечания и характеристики по национальному вопросу.
***
День памяти Богдана Ступки (1941-2012) украинского актера театра и кино, художественного руководителя киевского Национального академического драматического театра им. И. Франко.
Богдан Ступка родился в 1941 году в поселке Куликов на Львовщине, который тогда был оккупирован фашистами.
«Бомбы падали, взрывали дома, трупы, повешенные – все это помню. Солдаты по 18-19 лет, с пушком, еще усов не было, – лежали убитые. Мы перебегали из одной местности в другую, у меня была фуражку с козырьком. И отец меня держал на плечах. И вдруг – фить – фуражку как сняло. Отец поднимает, и как раз там, где козырек была – дырка от пули. Это дало отпечаток на всю жизнь – страх», – вспоминал актер.
После войны отец Богдана Сильвестровича пел в хоре оперного театра, поэтому детство мальчика прошло за его кулисами. Актером мечтал стать с 17 лет. Заочно учился в Львовском университете.
Первая работа – в астрономической обсерватории. В юности был модником и стилягой – перешил дедовы штаны, носил прическу «кок», лихо танцевал рок-н-ролл. В 1961 году окончил актерскую студию при Театре им. Марии Заньковецкой. Впоследствии работал в нем.
Дебютировал в кино ролью Ореста Звонаря в фильме «Белая птица с черной отметиной» Юрия Ильенко. В 1978 году по приглашению Сергея Данченко, который тогда возглавил Театр им. Франко, перебрался в Киев. В 1993 году получил Шевченковскую премию за главную роль в спектакле «Тевье-Тевель» по Шолом-Алейхему. Роль Тевье Ступка сыграл более 300 раз.
Всего на сцене сыграл более 50 ролей, а в кино – более сотни. В 1999-2001 гг. был министром культуры, с 2001 года, после смерти Сергея Данченко, возглавлял Театр имени Франко.
***
День памяти Александра Олеся (наст. – Александр Иванович Кандыба; 1878-1944), украинского прозаика, драматурга, поэта.
Его называли «украинским Гейне» и «украинским Надсоном». Более восьмидесяти композиторов – украинских, российских, чешских, французских – ложили его стихи на музыку.
Его успех перед Первой мировой войной, и впоследствии, после бурных событий Украинской революции, когда многие украинцы разъехались по миру, был колоссальным. Его родной сын Олег Ольжич называл отца «поэтом гимназистов и телефонисток».
Сам Александр Олесь никак не претендовал на звание «высоколобого пророка» или «властителя дум». Его вполне устраивала любовь гимназистов и телефонисток.
«Популярность, – писал Олесь в письме к известному меценату Евгению Чикаленко, – это излишнее и не нужное. Раздуть все можно, но раздутое всегда лопается».
Муж Леси Украинки Климент Квитка упоминал, что Леся «…после выхода первого тома стихов Олеся сказала, что он опередил ее как лирический поэт, и при этом не огорчилась и сказала только, что ей уже писать лирических стихов не стоит».
Николай Зеров в 1920-х годах обвинял Олеся, что тот, мол, «весь как будто сделан был по мерке тогдашнего массового читателя». Впрочем, как оказалось, скептик Зеров ошибался. Читатель (или, скорее, слушатель) Олеся не перевелся и сегодня.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3067297-22-iula-pamatnye-daty.html