День 20 декабря. Памятные даты и события

Сегодня, по инициативе ООН, отмечается Международный день солидарности людей.

20 декабря. Памятные даты

Генеральная Ассамблея ООН резолюцией от 22 декабря 2005 года провозгласила 20 декабря Международным днем солидарности людей.

Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.

Одним из основополагающих принципов ООН с момента ее основания является солидарность с людьми, которые страдают от нищеты и угнетения.

Создание Организации Объединенных Наций способствовало сближению народов и стран мира с целью защиты мира, прав человека и социально-экономического развития. Кроме того, неуклонно следуя духу солидарности, Организация в своей повседневной деятельности возлагается на «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».

Генеральная ассамблея ООН отметила, что солидарность является одной из фундаментальных и универсальных ценностей, которые должны лежать в основе международных отношений в XXI веке.

События дня:

В этот день, в 1616 году, в типографии Киево-Печерской лавры увидела свет первая датированная книга «Часослов» – богослужебная книга, содержащая тексты неизменных молитв суточного богослужебного круга. Название книги происходит от слова «часы», то есть части церковной службы.

Кроме постоянных молитв, в Часослове помещены переменные песнопения (тропари, кондаки), пасхалия, нужные указания церковного устава и тому подобное.

Часослов был самой популярной церковной книгой в средневековой Украины, имел много изданий и широко использовался как книга для чтения при обучении грамоте; немало текстов Часослова заучивалось наизусть.

***

20 декабря 1868 года, во Львове, возникла культурно-образовательная общественная организация «Просвита». Основной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях.

По своей структуре «Просвита» сначала была одноступенчатой организацией и имела лишь один Главный отдел во Львове. Устав 1870 года предоставлял возможность учреждать филиалы в уездах (первый филиал открыт в с. Бортники в 1875).

На начало 1890-х годов «Просвита» получила возможность открывать собственные читальни. В 1914 году читальни действовали в 75% украинских населенных пунктах Галиции, в 1939 году сетью филиалов и читален «Просвиты» было охвачено 85% западноукраинских земель.

За 60 лет «Просвита» выдала около 1000 названий изданий (среди них и учебники). В 1878 году в «Просвите» выходит первый украинский молитвенник, написанный народным языком. Просвитяне были причастны к основанию украинских школ в условиях утверждения галицким сеймом польского языка как правительственного (1868), присылали петиции в деле основания кафедры украинской истории в Львовском университете. Оставляя за собой культурно-просветительскую функцию, «Просвита» дала начало многочисленным экономическим, финансовым, спортивным и др. институтам. Задавшись целью улучшить материальный уровень жизни украинцев, как необходимое условие их культурного развития, «Просвита» учредила при читальнях магазины, кооперативы, молочарни, ссудо-сберегательные кассы.

Для способной молодежи общество назначило стипендии и устраивало стажировку в Европе. Образовательные общества по примеру галицкого и под названием «Просвита» после 1905 года появились в Одессе, Николаеве, Екатеринославе, Каменец-Подольском, Житомире, Чернигове, Мелитополе и других городах Украины.

В 1917-1922 гг. ячейки «Просвиты» стали центрами украинской национальной жизни на центрально и восточноукраинских землях (в 1922 большевики ликвидировали более 4000 филиалов «Просвиты»). На Западной Украине «Просвита» существовала до 1939 года. В 1990 году общество возобновило свою работу под названием Общество украинского языка им. Т. Шевченко «Просвита», с 1991 года – Всеукраинское общество «Просвита» имени Тараса Шевченко.

Ныне Общество занимается развитием национальной культуры, возрождением исторической памяти, формированием национального сознания. Ячейки Общества находятся в каждом областном центре Украины.

Даты дня:

В этот день родился Василий Слипак (1974-2016), украинский оперный певец (бас-баритон), солист Парижской национальной оперы, волонтер, участник боевых действий во время войны на Востоке Украины, позывной «Миф».

Родился во Львове. Вся жизнь Василия была связана с пением. Девятилетним мальчиком он начал петь во Львовской государственной академической хоровой капелле «Дударик». Вместе с капелчанами выступал на ведущих концертных площадках как Украины так и мира (Национальная опера Украины, Национальная филармония, Карнеги-Холл, собор Парижской Богоматери концертные залы Канады, Италии, Голландии, Бельгии Швейцарии, Прибалтики).

Затем окончил Львовскую консерваторию. Еще во время учебы принимал участие во многих музыкальных конкурсах и проектах. В 1997 году успешно преодолел конкурсное испытание на вступление в состав Парижской национальной оперы. Его голос позволил ему начать успешную сольную карьеру во Франции и Европе.

Почти двадцать лет Василий Слипак прожил за границей. Свои последние концерты певец дал 25-27 мая 2016 года в храме Святой Троицы в г. Лионе (Франция). Любимой арией Василия была партия Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Отсюда появился и позывной «Миф», с которым Василий Слипак воевал на передовой. Но его любимой песней была нежная и лирическая «Месяц на небе…» Был известен своей волонтерской деятельностью и благотворительностью.

Еще в начале 90-х, сразу после провозглашения независимости, Василий Слипак с братом Орестом были среди первых, кто присоединился к движению «Вера и свет», солидаризируясь с людьми с особыми потребностями. Во время Революции достоинства не мог вылететь в Киев, так как у него был контракт с оперой Бастилии. Впрочем, стал активным участником всего, что происходило в диаспоре: поддержал Парижский евромайдан, постоянно отправлял на Майдан передачи с гуманитарной помощью, собирал деньги, устраивал благотворительные концерты.

Когда на Донбассе началась война, создал благотворительную организацию «Fraternité Ukrainienne/Украинское братство», помогал украинским защитникам, познакомился с воинами Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор», впоследствии сам присоединился к ним. «Я пропустил Майдан, но войну не пропущу», – сказал Василий. Он не пропустил войны, так же, как она не пропустила его.

Он трижды был на фронте. Впервые поехал на войну в мае 2015 года. Воевал в Песках в районе Донецкого аэропорта.

Участвовал в боях за Авдеевку в составе 1-й отдельной штурмовой роты 7-го отдельного батальона Добровольческого украинского корпуса. Вернулся раненым. Второй раз поехал на фронт в сентябре 2015 года, в Водяное, на линию соприкосновения, в октябре вернулся в Париж.

В июне 2016 года вновь уехал на Донбасс. Планировал остаться там на полгода. Но 29 июня 2016 погиб в бою от пули вражеского снайпера. 30 июня 2016 Василий Слипак был награжден Орденом «За мужество» I ст. (посмертно) – за личное мужество, проявленное в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, самоотверженное служение Украинскому народу.

Вместе с тем, он стал первым Героем Украины среди добровольцев. Похоронен на Аллее героев Лычаковского кладбища Львова. Уже даже после смерти Василий послужил толчком для изменений в Украине: после его гибели было принято соответствующее законодательство, касающееся добровольцев, которых приравняли к воинам Вооруженных Сил.

***

129 лет со дня рождения Алексея Гилярова (1891-1938), первого украинского академика-философа, профессора Киевского университета (1891).

Сын известного историка философии и религиоведа, издателя, одного из «столпов славянофильства» Никиты Петровича Гилярова-Платонова. Окончил классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Преподавал в гимназиях древние и русский языки, читал курсы по эстетике и философии Платона и Аристотеля в Московском университете.

После защиты магистерской диссертации (1888) начал работать в Киевском университете. Читал различные курсы по истории древней, средневековой и новой философии, сосредотачиваясь на изложении идей Платона, которого считал центральной фигурой в истории мировой философии, Аристотеля, Спинозы, Юма, Канта, Шопенгауэра, а также курсы по логике, психологии и педагогики.

С 1906 года преподавал и на Высших женских курсах. Как отмечает один из современных исследователей научного наследия А.Н. Гилярова, «…энциклопедическая эрудиция, четкость мысли, высокий интеллект и безупречный художественный вкус Гилярова поражали современников, и он всю жизнь пользовался всеобщим уважением студентов и преподавателей. Отличала его и принципиальная аполитичность.

К большевикам относился отрицательно, но активно против них не выступал». Вместе с Вернадским (который кстати был его соседом) организовывал ВУАН; был первым академиком-философом. В 20-х годах создал и возглавил Семинар по изучению общественной жизни (с 1925 – Семинар социальной философии) и сплотил вокруг себя молодых киевских философов. Пытался понять смысл марксизма. Впрочем давление на ученого усиливалось, его обвиняли в идеализме и к началу 30-х годов он оказался в идейном вакууме.

От ссылки в Сибирь или расстрела его спас почтенный возраст – как-никак, а профессору в ту пору было уже за 80… Умер и похоронен в Киеве на Байковом кладбище (могилу разрушили). Многие из его учеников погибли во время сталинщины; его сын – блестящий киевский искусствовед Сергей Алексеевич Гиляров погиб от истощения в Лукьяновской тюрьме в 1946 году. О философе Алексее Никитиче Гилярове можно почитать у Константина Паустовского в автобиографической повести «Беспокойная юность».

***

Сегодня исполнилось бы 60 лет Ким Ки Дуку (1960-2020), всемирно известному южнокорейскому кинорежиссеру. Фильмография Ким Ки Дука насчитывает более трех десятков картин.

Для кинорежиссера, который начал снимать после 35 – это довольно солидная цифра.

Именно кинокартины Ким Ки Дука вывели южнокорейское кино на мировой кинорынок. Его фильмы были в конкурсных программах главных кинофестивалей мира: Каннах, Берлине, Венеции, Локарно.

Именно после премьеры «Острова» в Венеции в 2000 году, когда во время просмотра фильма одна из зрительниц потеряла сознание из-за большого шокирующего насилия в картине, заговорили о появлении «южноазиатского Фассбиндера».

Здесь стоит заметить, что циничная фестивальная публика достаточно закаленная и ее трудно чем-то поразить. Тогда Ким Ки Дук остался без приза, но его запомнили. В 2012 году, после нескольких лет кризиса, ему все же удалось забрать с собой «Золотого льва» 69-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Пьета» (снятый, кстати, за «смешные» 100 000 долларов). Фильмы Ким Ки Дука не стоит смотреть психически уязвимым людям, сентиментальным барышням, защитникам животных, феминисткам, блюстителям морали и еще многим.

Из всего творчества южнокорейского кинорежиссера им можно посоветовать разве что фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» – замечательную драму, полную буддистского духа, которая разворачивается на фоне удивительных южнокорейских пейзажей (природа вообще играет важную роль в его фильмах). Ким Ки Дук умер 11 декабря этого года из-за осложнений, вызванных Covid-19.

www.ukrinform.ru/rubric-society/3157418-20-dekabra-pamatnye-daty.html

(Visited 13 times, 1 visits today)
Оставить комментарий


Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *