Генеральная Ассамблея ООН резолюцией от 22 декабря 2005 года провозгласила 20 декабря Международным днем солидарности людей.
Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.
Одним из основополагающих принципов ООН с момента ее основания является солидарность с людьми, которые страдают от нищеты и угнетения.
Создание Организации Объединенных Наций способствовало сближению народов и стран мира с целью защиты мира, прав человека и социально-экономического развития. Кроме того, неуклонно следуя духу солидарности, Организация в своей повседневной деятельности возлагается на «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».
Генеральная ассамблея ООН отметила, что солидарность является одной из фундаментальных и универсальных ценностей, которые должны лежать в основе международных отношений в XXI веке.
События дня:
В этот день, в 1616 году, в типографии Киево-Печерской лавры увидела свет первая датированная книга «Часослов» – богослужебная книга, содержащая тексты неизменных молитв суточного богослужебного круга. Название книги происходит от слова «часы», то есть части церковной службы.
Кроме постоянных молитв, в Часослове помещены переменные песнопения (тропари, кондаки), пасхалия, нужные указания церковного устава и тому подобное.
Часослов был самой популярной церковной книгой в средневековой Украины, имел много изданий и широко использовался как книга для чтения при обучении грамоте; немало текстов Часослова заучивалось наизусть.
20 декабря 1868 года, во Львове, возникла культурно-образовательная общественная организация «Просвита». Основной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях.
По своей структуре «Просвита» сначала была одноступенчатой организацией и имела лишь один Главный отдел во Львове. Устав 1870 года предоставлял возможность учреждать филиалы в уездах (первый филиал открыт в с. Бортники в 1875).
На начало 1890-х годов «Просвита» получила возможность открывать собственные читальни. В 1914 году читальни действовали в 75% украинских населенных пунктах Галиции, в 1939 году сетью филиалов и читален «Просвиты» было охвачено 85% западноукраинских земель.
За 60 лет «Просвита» выдала около 1000 названий изданий (среди них и учебники). В 1878 году в «Просвите» выходит первый украинский молитвенник, написанный народным языком. Просвитяне были причастны к основанию украинских школ в условиях утверждения галицким сеймом польского языка как правительственного (1868), присылали петиции в деле основания кафедры украинской истории в Львовском университете. Оставляя за собой культурно-просветительскую функцию, «Просвита» дала начало многочисленным экономическим, финансовым, спортивным и др. институтам. Задавшись целью улучшить материальный уровень жизни украинцев, как необходимое условие их культурного развития, «Просвита» учредила при читальнях магазины, кооперативы, молочарни, ссудо-сберегательные кассы.
Для способной молодежи общество назначило стипендии и устраивало стажировку в Европе. Образовательные общества по примеру галицкого и под названием «Просвита» после 1905 года появились в Одессе, Николаеве, Екатеринославе, Каменец-Подольском, Житомире, Чернигове, Мелитополе и других городах Украины.
В 1917-1922 гг. ячейки «Просвиты» стали центрами украинской национальной жизни на центрально и восточноукраинских землях (в 1922 большевики ликвидировали более 4000 филиалов «Просвиты»). На Западной Украине «Просвита» существовала до 1939 года. В 1990 году общество возобновило свою работу под названием Общество украинского языка им. Т. Шевченко «Просвита», с 1991 года – Всеукраинское общество «Просвита» имени Тараса Шевченко.
Ныне Общество занимается развитием национальной культуры, возрождением исторической памяти, формированием национального сознания. Ячейки Общества находятся в каждом областном центре Украины.
Даты дня:
В этот день родился Василий Слипак (1974-2016), украинский оперный певец (бас-баритон), солист Парижской национальной оперы, волонтер, участник боевых действий во время войны на Востоке Украины, позывной «Миф».
Родился во Львове. Вся жизнь Василия была связана с пением. Девятилетним мальчиком он начал петь во Львовской государственной академической хоровой капелле «Дударик». Вместе с капелчанами выступал на ведущих концертных площадках как Украины так и мира (Национальная опера Украины, Национальная филармония, Карнеги-Холл, собор Парижской Богоматери концертные залы Канады, Италии, Голландии, Бельгии Швейцарии, Прибалтики).
Затем окончил Львовскую консерваторию. Еще во время учебы принимал участие во многих музыкальных конкурсах и проектах. В 1997 году успешно преодолел конкурсное испытание на вступление в состав Парижской национальной оперы. Его голос позволил ему начать успешную сольную карьеру во Франции и Европе.
Почти двадцать лет Василий Слипак прожил за границей. Свои последние концерты певец дал 25-27 мая 2016 года в храме Святой Троицы в г. Лионе (Франция). Любимой арией Василия была партия Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Отсюда появился и позывной «Миф», с которым Василий Слипак воевал на передовой. Но его любимой песней была нежная и лирическая «Месяц на небе…» Был известен своей волонтерской деятельностью и благотворительностью.
Еще в начале 90-х, сразу после провозглашения независимости, Василий Слипак с братом Орестом были среди первых, кто присоединился к движению «Вера и свет», солидаризируясь с людьми с особыми потребностями. Во время Революции достоинства не мог вылететь в Киев, так как у него был контракт с оперой Бастилии. Впрочем, стал активным участником всего, что происходило в диаспоре: поддержал Парижский евромайдан, постоянно отправлял на Майдан передачи с гуманитарной помощью, собирал деньги, устраивал благотворительные концерты.
Когда на Донбассе началась война, создал благотворительную организацию «Fraternité Ukrainienne/Украинское братство», помогал украинским защитникам, познакомился с воинами Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор», впоследствии сам присоединился к ним. «Я пропустил Майдан, но войну не пропущу», – сказал Василий. Он не пропустил войны, так же, как она не пропустила его.
Он трижды был на фронте. Впервые поехал на войну в мае 2015 года. Воевал в Песках в районе Донецкого аэропорта.
Участвовал в боях за Авдеевку в составе 1-й отдельной штурмовой роты 7-го отдельного батальона Добровольческого украинского корпуса. Вернулся раненым. Второй раз поехал на фронт в сентябре 2015 года, в Водяное, на линию соприкосновения, в октябре вернулся в Париж.
В июне 2016 года вновь уехал на Донбасс. Планировал остаться там на полгода. Но 29 июня 2016 погиб в бою от пули вражеского снайпера. 30 июня 2016 Василий Слипак был награжден Орденом «За мужество» I ст. (посмертно) – за личное мужество, проявленное в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, самоотверженное служение Украинскому народу.
Вместе с тем, он стал первым Героем Украины среди добровольцев. Похоронен на Аллее героев Лычаковского кладбища Львова. Уже даже после смерти Василий послужил толчком для изменений в Украине: после его гибели было принято соответствующее законодательство, касающееся добровольцев, которых приравняли к воинам Вооруженных Сил.
***
129 лет со дня рождения Алексея Гилярова (1891-1938), первого украинского академика-философа, профессора Киевского университета (1891).
Сын известного историка философии и религиоведа, издателя, одного из «столпов славянофильства» Никиты Петровича Гилярова-Платонова. Окончил классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Преподавал в гимназиях древние и русский языки, читал курсы по эстетике и философии Платона и Аристотеля в Московском университете.
После защиты магистерской диссертации (1888) начал работать в Киевском университете. Читал различные курсы по истории древней, средневековой и новой философии, сосредотачиваясь на изложении идей Платона, которого считал центральной фигурой в истории мировой философии, Аристотеля, Спинозы, Юма, Канта, Шопенгауэра, а также курсы по логике, психологии и педагогики.
С 1906 года преподавал и на Высших женских курсах. Как отмечает один из современных исследователей научного наследия А.Н. Гилярова, «…энциклопедическая эрудиция, четкость мысли, высокий интеллект и безупречный художественный вкус Гилярова поражали современников, и он всю жизнь пользовался всеобщим уважением студентов и преподавателей. Отличала его и принципиальная аполитичность.
К большевикам относился отрицательно, но активно против них не выступал». Вместе с Вернадским (который кстати был его соседом) организовывал ВУАН; был первым академиком-философом. В 20-х годах создал и возглавил Семинар по изучению общественной жизни (с 1925 – Семинар социальной философии) и сплотил вокруг себя молодых киевских философов. Пытался понять смысл марксизма. Впрочем давление на ученого усиливалось, его обвиняли в идеализме и к началу 30-х годов он оказался в идейном вакууме.
От ссылки в Сибирь или расстрела его спас почтенный возраст – как-никак, а профессору в ту пору было уже за 80… Умер и похоронен в Киеве на Байковом кладбище (могилу разрушили). Многие из его учеников погибли во время сталинщины; его сын – блестящий киевский искусствовед Сергей Алексеевич Гиляров погиб от истощения в Лукьяновской тюрьме в 1946 году. О философе Алексее Никитиче Гилярове можно почитать у Константина Паустовского в автобиографической повести «Беспокойная юность».
Сегодня исполнилось бы 60 лет Ким Ки Дуку (1960-2020), всемирно известному южнокорейскому кинорежиссеру. Фильмография Ким Ки Дука насчитывает более трех десятков картин.
Для кинорежиссера, который начал снимать после 35 – это довольно солидная цифра.
Именно кинокартины Ким Ки Дука вывели южнокорейское кино на мировой кинорынок. Его фильмы были в конкурсных программах главных кинофестивалей мира: Каннах, Берлине, Венеции, Локарно.
Именно после премьеры «Острова» в Венеции в 2000 году, когда во время просмотра фильма одна из зрительниц потеряла сознание из-за большого шокирующего насилия в картине, заговорили о появлении «южноазиатского Фассбиндера».
Здесь стоит заметить, что циничная фестивальная публика достаточно закаленная и ее трудно чем-то поразить. Тогда Ким Ки Дук остался без приза, но его запомнили. В 2012 году, после нескольких лет кризиса, ему все же удалось забрать с собой «Золотого льва» 69-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Пьета» (снятый, кстати, за «смешные» 100 000 долларов). Фильмы Ким Ки Дука не стоит смотреть психически уязвимым людям, сентиментальным барышням, защитникам животных, феминисткам, блюстителям морали и еще многим.
Из всего творчества южнокорейского кинорежиссера им можно посоветовать разве что фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» – замечательную драму, полную буддистского духа, которая разворачивается на фоне удивительных южнокорейских пейзажей (природа вообще играет важную роль в его фильмах). Ким Ки Дук умер 11 декабря этого года из-за осложнений, вызванных Covid-19.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3157418-20-dekabra-pamatnye-daty.html