Немногие знают, что первыми жителями города Ногайска, появившегося на Азовском море раньше Бердянска, были не ногайцы, а… караимы. Об этом, в частности, сообщает епископ Таврический Гермоген в своем описании [сделанном в 1887 году] храмов и населенных пунктов Таврической епархии:
«Старожилы ногайские рассказывают, что первыми жителями Ногайска были караимы, вызванные сюда правительством из Крымского полуострова». Правда, далее он отмечает, что «караимы года через два ушли отсюда».
Куда конкретно, епископ не уточняет, однако можно предположить, что часть из них со временем поселилась в Новоногайске – будущем Бердянске, и к 1867 году в Бердянском уезде насчитывалось 706 караимов. В записях бердянской кенассы той поры – молитвенного дома этого народа, конница которого, между прочим, – в составе войск Великого княжества Литовского, принимала участие в Грюнвальдской битве [15 июля 1410 года], завершившейся разгромом Тевтонского ордена, сохранились имена и фамилии караимов города. Приведу насколько:
Даниэль Данко, Исаак Леви, Иосиф Халач, Илья Чалборю, Бабакай Майтоп, Юфуда Боткачик. Мелодичные и очень необычные, как необычно все, что связано с Бердянском.
Есть сведения, что, начиная с 1875 года, караимская община неоднократно обращалась к губернским властям с прошением открыть в Бердянске молитвенный дом. И в 1877 году он был официально открыт [а через год при нем появилась караимская школа]. Если же учитывать, что списки караимов, родившихся и умерших в Бердянске, ведутся в 1856 года, можно сделать вывод, что молитвенный дом у бердянских караимов существовал много ранее 1877 года. А в конце девяностых годов позапрошлого столетия в городе был построен новый молитвенный дом – настоящий храм.
Для его постройки в караимской общине города собрали 16 тысяч рублей пожертвований, само же строительство обошлось в 25 тысяч рублей. Церемония торжественного освящения нового здания состоялось в 1899 году в присутствии гахама [духовного лидера караимов] Самуила Панпулова, прибывшего из Евпатории, и представителей местной караимской общины. В приход Бердянской кенассы входили общины таких городов, как Бердянск, Ногайск, Таганрог, Мариуполь, Сухум, Екатеринодар, Кременчуг и Ростов-на-Дону. С 1911 года, к слову, молельные дома караимов стали называть кенассами.
В разное время в Бердянской кенассе службу вели газзан (священнослужитель) Соломон Кумыш, габбай (староста) Илья Туршу, шамаши (завхоз) Марк Боткачек. А еще из книги «Караимы в Бердянске», обнародованной на портале karaims.com, я узнал, что автора проекта бердянского караимского храма установить не удалось. Специалисты лишь констатировали, что здание выдержано в мавританском стиле. В середине двадцатых годов кенасса была закрыта, а имущество ее продано. По этому поводу сохранился акт об изъятии и распродаже имущества бердянской караимской кенассы на общую сумму в 1141 рублей 75 копеек. В нем 86 наименований, включая пять свитков Торы, 250 молитвенников и бронзовых подсвечников. До наших дней здание бердянской кенассы… сохранилось. Правда, давно – чуть с самого закрытия, в нем пребывает… спортивный клуб.
Как спортклуб мы единственный храм караимов, сохранившийся в Запорожской области, и отыскали. Потому что созвучное женскому имени Инесса слово «кенасса» жителям Бердянска, у которых мы пытались узнать дорогу к ней [к кенассе, а не к Инессе)], ничего не говорило. Только пятый или шестой прохожий вспомнил: «Так это спортклуб, я там когда-то боролся! А сейчас в нем тренируются каратисты». И прохожий объяснил, как туда попасть. Это неподалеку от парка Шмидта.
Лично меня кенасса впечатлила. Мне она показалась – несмотря на ее удручающий внешний вид, устремленной в небеса – к Богу, молитвой, выполненной в камне людьми, говорившими на мелодичном и очень необычном языке…
*
К слову заметить, понимают ли бердянцы караимский язык, я решил выяснить… на центральном городском рынке, где рыбы столько, что глаза разбегаются. Только и успевай их догонять. В море, наверное, столько нет рыбы, сколько ее имеется в Бердянске на рынке. И выбрать можно все, что только душе пожелается. Лично же меня интересовала вяленая тарань. Ну, и в полушутку, конечно, я выяснял знание торговцами некоторых караимских слов – слов народа, представители которого были в числе первых поселенцев Бердянска. И в рыбе они очень даже разбирались!
Как я выяснял? А вот как:
– Рыба-щит имеется? – деловито спросил я, подходя к одному из прилавков с морскими деликатесами.
Продавец пожала плечами – не знаю, дескать, такой. Зато хозяйка следующего прилавка, поняв, что я шучу, в шутку же и ответила, показывая на плоскую, почти округлую рыбу: «Так вот же он, ваш щит. Это азовский калкан».
И она была права: щит на языке караимов – это и есть калкан. Ну, а балык – это вообще рыба. Любая рыба. Думаю, что эти караимские слова знакомы далеко за пределами морского города Бердянска)
Владимир ШАК
[На снимках: бердянская кенасса в 1911 году; здание бывший кенассы в сентябре 2020 года – снаружи и изнутри]