Записки о пребывании – во второй половине тридцатых годов восемнадцатого столетия, на территории современных Херсонской и Запорожской областей прусского генерала Христофора Манштейна, адъютанта короля Фридриха Второго, были опубликованы в 1875 году в приложении к журналу «Русская старина». Генерала, правда, к этому времени уже не было в живых: в июле 1757 года он был убит в бою. Его дневниковые записи представляют интерес тем, что он делал их в то время, когда лично сопровождал в походах российского фельдмаршала графа Христофора Миниха, немца по происхождению, отца мемуариста Иоганна Эрнста Миниха, пребывая при нем в должности старшего адъютанта [король Фридрих Манштейна на службу взял после его бегства из России]. Первую часть материала о передвижениях по территории современной Украины российско-оккупационных войск графа Миниха я назвал «Генерал Манштейн в степях Таврии», а теперь вниманию уважаемых читателей предлагаю часть вторую. И сразу же выдаю рассказ о событиях 1736 года, заметив попутно, что вся история России – от старых времен до наших дней, это, по сути, война и захват чужих территорий. Однако слушаем прусского генерала:
«В походе граф Миних поддерживал сообщение с Украиною следующим образом. Как скоро армия выступила из пределов России, он приказал выстроить редуты на известном расстоянии друг от друга, так что, когда местность представляла удобства относительно воды и леса, редуты эти находились один от другого не далее одной или двух лье [четырех – восьми километров]. В удобной местности делали большие ретраншементы, как например, в Самаре, на речке Белозерке и в Кизикермене на Днепре [Кизикермен – Береслав Херсонской области]. При каждом редуте приставлен был офицер с 10 или 20 солдатами, или драгунами и 30 казаками. Ретраншементы охранялись караулом в 400 или 500 человек регулярного войска и таким же числом казаков, под начальством штаб-офицера. Эти отряды обязаны были конвоировать курьеров и собирать сено — на случай позднего возвращения армии, когда степь уже не дает подножного корма. Эти редуты и ретраншементы были очень удобны для обозов, шедших за армиею. Здесь они находились в безопасности от нечаянного нападения, и обыкновенно обозы проводили здесь ночь. Удивительно то, что, хотя эти крепостцы [небольшие крепости, то есть] были расположены среди степи, а татары нападали на многие из них, однако они не взяли ни одной и перехватили только одного или двух курьеров, посланных ко двору».
А вот выдержки из следующей главы – о походе в Крым в 1737 году фельдмаршала Петра Ласси, ирландца по национальности, отца австрийского фельдмаршала Франца Морица Ласси:
«Пехота армии собралась в начале весны на реке Миусе, против Павловской крепостцы [современного Мариуполя], и выступила в поход несколькими колоннами прямо на реку Калмиус, где простояла несколько дней в ожидании флота, которому надлежало, под командою контр-адмирала Бредаля, действовать в Азовском море совокупно с армиею, и пособлять ее предприятиям в Крыму. Когда флот подошел, Ласи [Манштейн именно так – с одной буквой «с», записывает фамилию фельдмаршала] продолжал вести войско вплоть до реки Берды: здесь соединились все части армии. Граф Дуглас привел прямехонько через степи своих драгун к Бахмуту, где им было назначено собраться. На пути своем фельдмаршал Ласи устроил несколько редутов, чтобы они охраняли сообщения с Азовом. После нескольких совещаний с контр-адмиралом Бредалем, который с флотом своим присоединился к армии, и стоял на якоре в устье Берды, и, сговорившись с ним на счет операций предстоящего похода, Ласи пошел далее с войском, держась сколько возможно было Азовского прибрежья. Пришедши на реку Молочные Воды [ныне река Молочная], он приказал выстроить укрепление, в котором оставил достаточный гарнизон и всех больных армии».
Далее Манштейн уточняет, что «26 июня армия расположилась лагерем около залива Азовского моря, а флот оставался от нее на расстоянии пушечного выстрела» и что «Ласи приказал заняться постройкою моста, который и был окончен 28-го числа». Речь тут идет о строительстве моста через пролив, отделяющий берег моря – современный город Геническ, от Арабатской стрелки. По ней фельдмаршал и повел свою армию в Крым. Будем надеяться, что войско крымского хана задаст ей жару, мы же вернемся на Молочные воды. Дело в том, что укрепление, в котором был оставлен «достаточный гарнизон» и все больные армии, сохранился до наших дней. Находится оно в полутора километрах от центра села Мордвиновка, что в Мелитопольском районе, неподалеку от левого берега реки Молочной, севернее Молочного лимана, соединяющегося, как известно, с Азовским морем в курортной Кирилловке. Укрепление – или крепостец, как такую мини-крепость называл бы Манштейн, представляет из себя… не очень высокую земляную насыпь, выполненную в форме восьмиконечной звезды. Местные жители иногда называют ее турецким валом, иногда – миниховскими укреплениями, что, как мы узнали от генерала Манштейна, не соответствует действительности. Восьмиконечная земляная звезда на берегу Молочной была сооружена в начале лета 1737 года по приказу фельдмаршала Ласси.
В общем-то, об этой приречной мини-крепости знали всегда. В частности, о ней – еще в 1898 году, упоминает в своем «Очерке города Мелитополя и его уезда» первый историк Мелитополя Павел Дзякович: «Верстах в восьми от Мелитополя, у села Мордвиновки, у брода через реку Молочную, на крутом ее правом берегу, ясно видно окопы укрепленного лагеря, который был здесь, а на левом берегу ее же, напротив упомянутых окопов, находится прекрасно сохранившееся звездочное укрепление так называемого миниховского типа». Между прочим, все, что связано с мини-крепостью фельдмаршала Ласси, хорошо известно ученикам Мордвиновской школы. Они не только изучили публикации о земляной звезде и опросили местных жителей, но и, побывав на берегу Молочной, оценили состояние укрепления. Юные исследователи, которые, и в этом я нисколько не сомневаюсь, читают нужные книги [помните Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал»], выяснили, что в далеком Амстердаме хранится французская карта, изданная в 1737 году. На ней отмечен путь армии фельдмаршала Ласси и все земляные сооружения, воздвигнутые по его приказу. Креспостец у Мордвиновки, выражаясь языком генерала Манштейна, на карте имеется. С удовольствием перечислю участников поисковой группы: Владислав Поспеев и Дмитрий Перцов, София Железкова и Настя Данилина, Кира Хлудеева и Настя Свецинская. Руководила их работой заместитель директора школы Людмила Жейнова. Результат поисков ребят опубликован в сборнике материалов областного конкурса поисковых работ учащейся молодежи «Пам’ятки Запорізького краю» 2018 – 2019 г.г., где я его и обнаружил. Цитирую: «Интересно, что почти за три века 70-сантиметровые стены крепости остались практически невредимыми. Исследовав укрепление, мы установили: ширина оборонного вала – четыре метра; расстояние между шанцами – 23 м; диаметр редута – 50 м; протяженность укрепления перед рвом – 230 м; расстояние от укрепления от русла реки – 50 метров». И далее поисковики отмечают: «К сожалению, в последнее десятилетие все чаще можно увидеть следы так называемых черных археологов. Кроме того, рядом проходят грунтовые дороги, водители автомобилей очень близко подъезжают к укреплению, не понимая, что этим наносят ему значительный вред. Поэтому мы уверены: этот объект должен быть под охраной государства». Фото мини-крепости – с высоты, как говорят в таких случаях, птичьего полета, к работе прилагается. Впечатляет.
***
Первая часть записок Маншейна здесь: