Позволим себе перефразировать классика…
“Мы говорим Вячеслав Редя – подразумеваем Запорожский симфонический оркестр. Мы говорим Запорожский симфонический оркестр – подразумеваем Вячеслав Редя”. Такая ассоциация не случайна: именитый Маэстро, народный артист Украины стоит за дирижерским пультом этого прославленного коллектива Запорожской областной филармонии больше трех десятилетий.
С истоков столь продолжительного сотрудничества и началась наша беседа с Вячеславом Редей накануне его юбилея: 20 октября Маэстро исполняется 65 лет.
Беготня с места на место распыляет силы
– Вячеслав Васильевич, 33 года с одним и тем же коллективом – серьезный срок. И вызывает глубокое уважение. Ведь часто бывает, что, “достигнув степеней известных”, творческая личность стремится найти себя в столице, а то и за рубежом. Вы же остаетесь верны Запорожскому симфоническому. В чем причина такого постоянства? Неужели в отсутствии амбиций?
– Что до срока, то, если быть точным, в следующем году нашему сотрудничеству исполнится 35 лет… В 1986 году я приехал в Запорожье в качестве второго дирижера оркестра, а уже в январе 1987 стал главным дирижером, наверное, самым молодым главным дирижером в Украине. Конечно, пришлось походить по высоким кабинетам [должность по тем временам была номенклатурная], рассказывать о своей программе…
А что касается амбиций… Например, Евгений Мравинский [в 1939-1988 гг. – главный дирижер Симфонического оркестра Ленинградской филармонии – ред.] 50 лет работал только со своим коллективом, и даже на гастроли не ездил. А имя его до сих пор помнят… На западе ситуация зачастую противоположная из-за контрактной системы. Поработал с одним оркестром, получилось-не получилось – контракт закончился, дирижер ищет другую работу, за чужой оркестр у него сердце не болит…
Я считаю, что беготня распыляет силы. Мне хотелось создать что-то значимое здесь. Идти от ступени к ступени, каждая из которых – победа.
Безусловно, были разные этапы. Но музыка границ не имеет. Моцарт есть Моцарт – и в Зальцбурге, и в Киеве, и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Запорожье. И сделать так, чтобы Вольфганг Амадей звучал в нашем городе качественно, а в концертном зале были аншлаги – в этом был определенный азарт.
Чем искупить «ересь» отказа от абонемента?
– Для качества нужны отменные музыканты и инструменты, для аншлагов – разнообразный репертуар и огромная организационная работа…
– В самом начале, чтобы привлечь талантливых исполнителей, мне удалось добиться выделения 200 квадратных метров жилья, а филармония провела всесоюзный конкурс, где было по шесть-восемь человек на место.
Я понимал, что только на классике оркестр не выживет, следовательно, нужно исполнять и современную, и популярную музыку. Мы приобрели новые инструменты, в том числе французские саксофоны, которые до сих пор служат, валторны, и такой довольно экзотический инструмент, как альтовая флейта.
С ее появлением связана такая история…
Я предложил руководству отказаться от абонементов на концерты, которые распространялись на заводах и в учреждениях. Хотя это были живые деньги, навязанные абонементы не означали появления их владельцев в концертном зале. Мы же сделали ставку на приглашение известных солистов – Михаила Петухова, Марии Чайковской, Евгения Ржанова, Николая Сука, Богодара Которовича, Виктора Пикайзена.
А также ввели авторские концерты знаменитых композиторов. И зрителям очень понравилось общение «живьем», например, с Евгением Станковичем, который написал музыку к сериалу «Рожденная революцией» и картине «Ярослав Мудрый»; с автором музыки к фильмам «Война и мир» и «Андрей Рублев» Вячеславом Овчинниковым; Мирославом Скориком, чьи произведения украсили фильмы «Тени забытых предков» и «Перевал»; блестящим симфонистом Андреем Эшпаем, который чрезвычайно плодотворно сотрудничал с кинематографом.
Андрей Яковлевич был, кстати, первым из наших именитых гостей. Когда я пригласил его провести в Запорожье творческий вечер, он сказал, что согласен, более того, готов дать вторую премьеру своей новой 5-й симфонии [первая состоялась в Москве], – если в оркестре есть та самая альтовая флейта. Я обзвонил кучу баз и инстанций, но инструмент достал. А на генеральной репетиции Андрей Эшпай сказал, что музыка состоялась. Для меня это было серьезным признанием оркестра.
Мозгу нужно предлагать качественную пищу
– Высокая оценка профессионала и любовь широкой публики – несколько разные вещи. Можно пригласить хоть тысячу живых классиков, но если у слушателя не воспитан вкус, их искусство будет им до лампочки. Как удается «лупати цю скалу» обывательства?
– Если поставить на один конец условной шкалы классику в качестве элитной музыки, а на другой – откровенную попсу, то между ними есть множество течений и направлений. Все они имеют право на существование, и обозначить грань, что является высоким искусством, а что «легким», почти невозможно. «Шутку» Баха или фрагменты «Времен года» Вивальди знают все, но разве это делает их «попсовыми»? В то же время все джазмены учат Баха, а современные композиторы, как, например, Альфред Шнитке и Астор Пьяццолла используют в своих произведениях цитаты из классиков и стилизации.
Думаю, слушателю просто нужно предлагать качественную музыку, к какому направлению она бы ни принадлежала. И в какой-то мере полагаться на его здравомыслие. Грубо говоря, вы ведь не станете есть все подряд, включая подгнившее или протухшее. Так и мозг нужно питать качественным продуктом.
Безусловно, предложение качественной музыки лучше делать в детстве. И мы много лет занимаемся воспитанием собственной публики на детских и выездных концертах в школы, а также в проекте «Филармония – детям». И ребята уже сами за ручку ведут на концерты взрослых, мам, пап, бабушек, дедушек…
Приходите и спите! Только не храпите!
После концертов многие слушатели делятся впечатлениями. Кто-то говорит, что время для него в какой-то момент остановилось, и «пришла» важная информация. Другой человек принял важное решение. Кого-то музыка лечит. Кто-то задремал… – и это тоже хорошо! Значит, человек расслабился. Поэтому приходите и спите, только не храпите!
– Если конкретно: чем вы руководствуетесь при выборе произведений для той или иной программы?
– В выборе репертуара базисом является классика. Но живя в XXI веке, мы должны исполнять старинную музыку так, чтобы в ней присутствовало ощущение сегодняшнего дня. А к современным композиторам относиться как к классикам. Проект «Композитори Запоріжжя запрошують» нацелен именно на это. Творцы получают стимул писать новые произведения, чтобы они имели продолжение в жизни.
Есть в нашем репертуаре и эстрадно-симфонические и романтические программы, музыка из фильмов… Красивой музыки море! Порой не знаешь, за что хвататься. Всякий раз восхищаешься. Вообще любое произведение перед исполнением нужно искренне полюбить. Чтобы придать ему что-то свое и неповторимое… И когда в зале спиной чувствуешь тишину, понимаешь, что попадаешь в вибрацию. Это кажется простым, но за легкостью стоит большой труд всего оркестра.
Играем чисто, вместе и с нюансами
– Кстати, об оркестре. Как удается добиваться ансамблевости 80-ти творческих личностей? Не хотелось бы иногда вместо дирижерской палочки иметь дубинку, как в средневековье?
– В жизни и общем творчестве всякое случается. Но я никогда никому не препятствовал делать карьеру, некоторые музыканты работают в других оркестрах, в том числе в Киеве. Главное – не хранить обиды. Есть более важная цель – играть чисто, вместе и с нюансами. Споры могут возникнуть на стадии принятия концепции исполнения.
Нотные значки сами по себе молчат, и наша задача – каким образом их озвучить. И в нотах написано далеко не все. Музыка заключена в нюансах. Как воплотить три «форте» у Бетховена, чтобы получилось цунами? Или что такое шесть «пиано» в Шестой симфонии Чайковского? Или такое указание piano sonore – тихо, но звучно? Но когда предлагаемое дирижером решение «звучит», уже не надо никого убеждать.
Об увлечениях и дурных привычках
– Во время карантина вы занялись совершенствованием итальянского языка. Каковы успехи?
– Освоил его на уровне А1, приступил к А2. На интуитивном уровне понимаю все. Переписываюсь по-итальянски с коллегами, с которыми мы задумали оперный проект «Овации семи континентов». Приятно, когда тебя понимают. Продолжение следует, мозги надо развивать Сейчас моя цель – научиться говорить правильно. А это непросто.
– Приходилось ли вам бороться с вредными привычками?
– … Открою секрет… Много лет курил, и родители об этом не знали. Четыре года назад занялся спортом. Без фанатизма Плавание, настольный теннис, оздоровительная гимнастика «Спас». Почувствовал, что при определенных нагрузках организму кислорода не хватает. Потом стоял как-то на балконе, в одной руке телефон, в другой сигарета, подумал: да сколько можно? И бросил.
Пачка сигарет до сих на балконе валяется. Никаких страданий не испытывал. В весе не набрал. Правда, вкусы в еде изменились: стал меньше есть сладкого. А еще стал лучше ощущать запахи. Табак их забивал.
Лучше тратить деньги на детские концерты, чем потом содержать тюрьмы
– Вы были депутатом городского совета. Есть что вспомнить? Политика что-то значит в вашей жизни?
– В последнее время к политике остыл… Собственно, у меня никогда не было желания сделать политическую карьеру. Работа в горсовете занимала много времени, сил… Хотя было интересно. Это затягивает: личные приемы, письма, помощь… Я был членом гуманитарной комиссии, которая преимущественно просит денег и особого влияния не имела… Но поддерживать культурные проекты удавалось. В частности, наш фестиваль «Аккорды Хортицы». Удалось убедить коллег, что лучше потратить деньги на детские концерты, чем потом тратить их на тюрьмы.
– Как по-вашему, что первично: экономика или культура?
– Это взаимосвязано, но если экономист или предприниматель бескультурен, то никакой экономики не будет.
Культура главенствует в любой отрасли. Дети, которые занимаются музыкой, становятся более успешными в жизни, так как у них развиваются оба полушария головного мозга. Кстати, все лауреаты Нобелевской премии увлекались музыкой.
… Экономика – лишь часть человеческой жизнедеятельности. А Музыка – Душа и Мозг Вселенной.
Беседовала Анна Чуприна