Выхлопные газы — проблема не только больших городов, где люди значительную часть жизни вдыхают убийственные газы, исходящие из выхлопных труб. Это проблема уже достаточно давно является глобальной. Автотранспорт более ста лет последовательно разрушает биосферу планеты. И удельный вес автомобильного выхлопа в общей массе загазованности крупных городов достигает уже 40%. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами почти 200 килограммов различных углеводородов. К тому же транспортный поток формирует до 80 процентов превышений по уровню шумов. Выхлопные газы значительно превышают допустимую концентрацию опасных веществ в воздухе и сокращают среднюю продолжительность жизни человека на несколько лет. А статистика говорит о том, что каждую минуту с конвейера сходит новенький автомобиль-убийца.
Мысль о необходимости уменьшения использования автотранспорта, работающего на двигателе внутреннего сгорания, возникла с начала знаменитого нефтяного кризиса 1973-го года, который до сих пор считается крупнейшим, обнажившим множество проблем, связанных с использованием углеводородного топлива. Прогресс не стоит на месте и понимание нашей нездоровой зависимости от нефти плюс нарастающая экологическая напряженность привели к тому, в мировом сообществе стали звучать всё более откровенные призывы хотя бы как-то сократить использование автотранспорта. Правительства и парламенты самых высокоразвитых стран не только устанавливают ограничения на выхлоп, но и всячески стимулируют развитие электротранспорта.
А что же у нас, в Украине? Одна из интриг бюджетной недели Верховной Рады заключалась в том, будет ли продлена после Нового года льгота для покупателей электромобилей. Дело в том, что в прошлом году парламент принял изменения в Налоговый кодекс, которыми приостановил уплату 16,8% НДС и € 109 акцизного сбора за ввоз в страну электромобилей. Но нулевые ставки действовали только до января 2019-го
Эксперты прогнозировали крайне болезненный удар по рынку электромобилей в случае, если льготу не продлят. А ведь этот рынок получил толчок в своем развитии не в последнюю очередь именно благодаря нулевым ставкам.
И вот пришла обнадеживающая новость – парламент продлил до 2022 года срок освобождения электромобилей от налога на добавленную стоимость (НДС) и акциза при ввозе на территорию Украины. Это предусматривал законопроект об изменении Налогового кодекса, который Верховная Рада одобрила перед принятием бюджета-2019. Новшества, предложенные документом, были заранее учтены в проекте бюджета.
Льгота распространяется на электрокары, но “гибриды” по ней ввезти не получится. Как подсчитали эксперты портала “АвтоЦентр”, сэкономить получится немало. Например, на ввозе б/у Nissan Leaf – больше тысячи евро (12 500 против 13 800 евро), на BMW i3 – свыше 6 тыс. евро (39 850 против 33 200 евро), а на Tesla Model S 100D – и вовсе 20 тыс. евро (98 800 против 117 560 евро).
Продление льгот расширит предложение электромобилей на украинском рынке, считает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко: “Барьеры рухнули, и я уверен, что уже в ближайшее время в Украину будут официально импортироваться все мировые бренды электрокаров”.
С начала года украинцы зарегистрировали 4986 электромобилей. Это чуть ли не вдвое больше, чем за весь прошлый год. Всего в Украине зарегистрировали более 8 тысяч автомобилей на электрической тяге. Больше всего владельцев “зеленых авто” в Киевской области – 4647, Одесской – 2471 и 1960 – в Харьковской. Есть подвижки и в Запорожье, где активно работает один из крупнейших трейдеров в Украине – компания Аукцион Экспорт Украина.
– Сложно спрогнозировать, как отразилась бы отмена льготы на нашем рынке. Ведь электромобиль – это средство передвижения совершенно другого порядка по сравнению с привычными авто, – говорит исполнительный директор компании Аукцион Экспорт Украина Ирина Шаровская. – Если бы электромобили подорожали почти на 20 процентов, это было бы серьезным ударом по рынку. Не пострадали бы только юридические лица – плательщики НДС. Но и обычный человек, который покупает электромобиль, берет в расчет и стоимость эксплуатации, которая в городском цикле близка к 10 литрам на сто километров. То есть сейчас это больше 300 гривен. А для электродвигателя – это всего 20 киловатт. Вот и считайте. Каждый человек самостоятельно принимает решение. Парк электромобилей растет. Только наше предприятие продало около 100 автомобилей. Любая розетка 220 Вольт с заземлением – это заправка для электромобиля. Инфраструктура развивается. Я и как продавец, и как пользователь надеюсь, что парламент и в дальнейшем будет поддерживать экологически чистый транспорт. Мы не евробляхеры, всегда работали и работаем в правовом поле и ввозим не автомобили, от которых европейцы отказываются ввиду несоответствия их экостандартам, а работающие без выхлопа электромобили. Поэтому ждем подписания Закона Президентом.
С ростом количества электромобилей в Украине стало больше и зарядных станций. По данным Schneider Electric, в стране более 1,5 тыс. розеток для электрокаров. Это больше, чем в Беларуси, Молдове, Румынии и России вместе взятых.
В этом году Украина вошла в “десятку” международного рейтинга по темпам покупки электрокаров, опередив Францию. За прошлый год украинцы зарегистрировали 3265 электромобилей. Тогда как в России – 1,1 тыс.
– Украинцы голосуют кошельком. С тех пор, как отменили налог на добавленную стоимость и акциз, электромобили стоят на 20 процентов дешевле, чем раньше. Люди по невысокой цене имеют возможность приобрести хорошее авто. Вторая причина: владельцы электромобилей экономят на топливе. Цены на заправках увеличиваются каждый день. В-третьих, среди украинцев немало неравнодушных людей. Они думают об экологии и не хотят ухудшать атмосферу опасными выбросами”, – считает председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.
Слава Богу, парламент на этот раз пришел к тому, что повышение налогов не всегда приносит позитивные изменения.
Хотя при этом тот же законопроект об изменении Налогового кодекса также предусматривает повышение с 1 января 2019 года ставки экологического налога за выбросы двуокиси углерода (СО2) стационарными источниками с 0,41 грн/ту до 10 грн/т. Также вводится поэтапное повышение ставки до уровня 25 грн/т в 2022 году. Ежегодное повышение составит 5 грн/т. И это касается не только промышленных гигантов.
– Может возникнуть ситуация, когда при неустойчивом экономическом состоянии предприятий это приведет к срыву выплат налога либо же скажется на экономике самих предприятий. Повышение особенно болезненным будет для мелких и средних предприятий. Возьмем котельную, например, ОСББ или торгового центра. Котельная торгового центра платит в среднем 20 тыс. грн в год эконалога. Увеличив этот налог в 25 раз, мы получим 500 тыс. Жители ОСББ готовы заплатить своими силами такую сумму, если у них собственная котельная? Нет, конечно. Это очень рискованный шаг. Его надо пересчитывать и пересматривать, потому что данный законопроект коснется всех объектов, у которых есть выбросы “, – считает председатель общественного формирования “Экологический патруль” и председатель общественного совета при Государственной экологической инспекции в Днепропетровской области Татьяна Лампика.
При этом нужно заметить, что поступления эконалога и без многократного повышения ставок растут. Например, как сообщает ГУ ГФС в Запорожской области, в период с января по октябрь 2018 года предприятия Запорожской области уплатили 218,7 миллиона гривен. Это на 16% больше, чем в прошлом году. А вот что будет при повышении ставок – никто не знает.
Сергей Веретенников