Путешествие в Одессу на фестиваль «Черноморская степь» сложилось благодаря сотрудничеству общественных организаций. Познакомились на совместных акциях – образовательных и художественных, сотрудничали в поездках на семейные мероприятия в общины Запорожской области.
И запорожский благотворительный фонд «Мемори 86» получил приглашение на фестиваль от одесской общественной организации «Десятое апреля».
Фестиваль «Черноморская степь» возник еще в 2013 году, в работе интеграционных проектов ОО «Десятое апреля», сотрудничающего с агентством ООН по делам беженцев. Тогда в рамках фестиваля проходили встречи, на которых внутренне перемещенные лица и иностранцы рассказывали о культуре своей местности своим новым общинам. С годами «Черноморская степь» стала платформой для межкультурного диалога и обмена опытом.
Получив приглашение, в Запорожье собрали творческую команду сотрудников и друзей «Мемори 86» – и отправились в Одессу на «Черноморскую степь».
Масштабы нынешнего фестиваля, который с пятого по седьмое сентября бушевал на больших локациях Одессы, просто поразили. Это трехдневное празднование культурного наследия, ремесел и традиций. В этом году фестиваль собрал участников из 15 областей Украины.
Тематика отражена на карте ярмарки культур: здесь и «Слобода: исторические реконструкции быта», и лекторий «Агора», и «Книжная тропа», и «Толока», и «Мастерский ряд»… Организованы фотозона и укрытие. На протяжении фестиваля продолжались выступления Этноконцерта. Все локации имели «крышу над головой», это было важно в солнечные сентябрьские дни.
Твои таланты, Запорожье
Наша организация имела постоянную локацию – палатку на территории «Общественной организации». Здесь мы могли рассказать о своей работе и добавить разговоры красок – даже в прямом смысле.

Ветеран российско-украинской войны и ее летописец Владимир Гордейченко привез в Одессу небольшую выставку своих работ. Он много общался с гостями и делал зарисовки: материалы для творческой работы предоставили организаторы. Со временем события «Черноморской степи», портреты его участников и волшебные одесские пейзажи войдут в коллекцию. А может, и к выставке. Владимир готовит экспозицию в Запорожском областном художественном музее: открытие первого октября, не пропустите!
Мастерица бисероплетения Елена Персианова подготовила и свои герданы для экспозиции, и приглашала к творческой работе и общению заинтересованных. Подходили коллеги, обсуждали сюжеты и делились копилками рисунков для бисероплетения. Заинтересованные могли поучаствовать в работе и сплести браслет.
У Мирославы, которая вместе с мамой приехала на фестиваль из Харьковщины, не было времени на бисероплетение. Выступали в программе Этноконцерта в группе «Яры». Поэтому Елена посмотрела в завороженные глаза девочки и подарила готовый браслет. Научим в другой раз!
На локации «Книжная тропа» наша команда представила литературный опыт войны и исследования истории Запорожья. Друг нашего фонда, автор Борис Артемов, представил свои книги, общался с читателями и коллегами. Успевал и ценителей.
Запорожанки из ОО «Территория Развития Личности Интеграция» представили на фестивале свою программу по реабилитации через правильные отношения детей – в частности с кошачьим миром.

Вокруг наследия объединяются кобзарские цеха Украины
В первый день фестиваля кобзари и бандуристы собирались возле памятника Ивану Франко, после чего выступили в Городском саду на Дерибасовский.
По словам организатора фестиваля Вячеслава Бондаря, культурное мероприятие собрало музыкантов отовсюду: «В Одессу на фестиваль приехали представители Киевского, Харьковского и Львовского кобзарских цехов, присоединились и местные музыканты».
Во второй день фестиваля можно было познакомиться с музыкантами и мастерами лично, подержать в руках инструменты и поработать собственноручно, вырезая основу бандуры.
Василий Жованик, ныне служащий в ВСУ, увлекся кобзарским делом в 13 лет. Успел сделать восемь бандур. Пригласила его в Запорожье, увидеть инструмент, созданный под руководством Георгия Ткаченко [делал Григорий Соколенко, о нем еще пойдет речь]. Оказалось, что Василий начинал мастерить бандуру с учениками Николая Будника, а продлил – у Николая Товкайло – ныне первого цехмастера современного Киевского Кобзарского цеха. Все они получили первую науку от Георгия Ткаченко (1898-1993), художника-архитектора и бандуриста – последнего представителя так называемой «слобожанской» традиции рецитаций под аккомпанемент старосветской диатонической бандуры.
Василий Жованик рассказал о Кобзарской Троице, которая проходит в Музее Ивана Гончара в Киеве. Там ежегодно собираются мастера и музыканты, занимающиеся изготовлением музыкальных инструментов и игры на них… В Троицу, в воскресенье, происходит и освящение инструментов.
С интересом рассматривали молодые бандуристы фотографии и газетные вырезки из родительского наследия Андрея Соколенко. Это и личное фото Георгия Ткаченко, и фото его работ, и открыточка в Запорожье, Григорий Соколенко, который свою бандуру делал наукой мастера.

«…в Украине исполнительское мастерство по бандуре сохранилось благодаря Георгию Ткаченко. Он зрячий, но учился еще от незрячих кобзарей в свое время, в частности, Петра Деревченко в Харькове. Бандура, с которой он изображен на фото, куплена на барахолке в том же Харькове 1916 года. Она … находится в Музее Наи. В 1740 году, мастер Недбайла, находится в Петербурге», – рассказывал Василий Жованик, по образованию – магистр культурной антропологии, ныне водитель на войне.
История коллекции бойчукистов в Запорожье начиналась в Одессе
В лектории «Агора» на протяжении фестиваля прошло несколько театральных событий и музейных презентаций.
Одна из историй, прозвучавших на «Агоре» – о культурных связях Запорожья и Одессы. Именно в приморском городе в 1920-е познакомились молодой художник Григорий Довженко, режиссер Александр Довженко и Михаил Бойчук. Григорий Довженко, едва получив образование в Одесском художественном училище, участвовал в украшении как минимум трех сооружений Одессы [росписи практически не сохранились]. Работал художником на Одесской киностудии, где, по воспоминаниям внуки Елены Довженко, попал на экраны – и поближе познакомился с режиссером Александром Довженко. А в 1928 году Григорий Довженко присоединился к Мастерской художников, которой руководил Михаил Бойчук. Украшение Крестьянского санатория на Хаджибеевском лимане вернуло молодых художников в классику фрескового искусства. Сюжеты революционных событий 20-х годов могли бы жить столетиями, как фрески Джотто. Да не суждено…
Михаил Бойчук и его лучшие ученики, обвиненные в национализме, были казнены в 1937-1938 годах, за несколько лет постепенно уничтожены все монументальные работы.
Потеряв работу в Киеве, уехав из Украины, Григорий Довженко, тем не менее, хранил фотографии работ Мастерской Михаила Бойчука. И показал их по возвращении в Украину молодому художнику Григорию Соколенко. Встреча состоялась на строительстве Каховской ГЭС и города Новая Каховка, где Григорий Довженко делал орнаментальную отделку домов. Григорий Соколенко, слушатель Рижской академии искусств, приезжал на новостройку на практику. Режиссер Александр Петрович Довженко писал сценарий фильма «Поэма о море»…
Из этих бесед и общения вырисовался творческий путь самого младшего Соколенко: он увлекся монументальным искусством. Стал инициатором и первым директором Запорожского областного художественного музея. А получив от Григория Довженко знакомство с кругом уцелевших бойчукистов, вместе с первыми сотрудниками музея отправился к ним во Львов, Киев, Москву – понимая, насколько важно наследие Мастерской Михаила Бойчука.
Впервые полная коллекция бойчукистов Запорожского художественного музея была представлена в 2017 году, на выставке «Не забывайте незабываемое». В том же году наш музей получил приглашение в Киевский Арсенал, где прошла масштабная выставка «Бойчукизм». Представленная запорожская коллекция признана одной из лучших в Украине. Сотрудники музея оформили описание коллекции, статьи были опубликованы в журнале «Изобразительное искусство»…
А началом этой истории стала встреча в Одессе, сто лет назад…
***
Эта история имеет множество деталей, разветвления событий, связей и сотрудничества людей, разъединенных расстоянием и войной, и соединенных идеей сохранения национального наследия.
А площадкой для этих событий – среди десятков презентаций, выступлений, общения, мастер-классов, под музыку групп и солистов со всей Украины – стал фестиваль «Черноморская степь».
Логистику этого полифонического, как именно искусство, события, создавали и поддерживали сотрудники ОО «Десятое апреля» – большая благодарность и восхищение качеством решения такой сложной задачи.
Вечером второго дня фестиваля на сцену вышла группа КОЗАК SYSTEM. И вместе с новыми песнями прозвучали любимые, которые подпевал почти каждый:
А мы еще, а мы еще повоюем,
А мы еще, а мы еще потанцуем!
Поэтому бережем то, ради чего воюют наши ребята на фронте, – украинское искусство во всей его многогранности.
Инесса АТАМАНЧУК, фото автора и участников события