Принято считать, что город Мариуполь был единственным населенным пунктом в СССР, в котором улица носила имя махновского командира — Кузьмы Апатова: в 1919 году сформированный им в Мариуполе батальон, ставший потом полком, входил в состав Украинской повстанческой дивизии имени батьки Махно. В Мариуполе же имелся и памятник Кузьме Апатову. При проведении декоммунизации улицу, правда, переименовали, а памятник убрали. Кстати, народ за глаза его называл… памятником батьке Махно: очень уж внешне комполка был похож на легендарного атамана из Гуляйполя: в шапке-кубанке и тоже с длинными волосами. Красных командиров – а после разрыва Махно с большевиками полк Апатова остался в составе Красной Армии, так не изображали.
Но я не на этом хотел акцентировать внимание, а вот на чем. Оказывается, вторая улица, названная именем махновского командира, находилась… в Запорожской области – в старинном козацком селе с необычным названием Работино. Не лишне будет заметить, что свое название село получило от фамилии его основателя — сына сотника Полтавского козацкого полка Работы. Явно, очень трудолюбивым человеком был козак с таким позывным, сохранившимся в названии запорожского села.
Да что там улица! В Работино в коммунистические времена, как и в Мариуполе, тоже был установлен бюст Кузьмы Апатова. И, если улицу в селе таки со временем переименовали, то памятник Кузьме Апатову, который выглядит как… истинный махновец, остался. И в марте 2022 года оказался, вместе с жителями Работино, естественно, на оккупированной рашистами территории.
Бойцы Сил обороны Украины выбили рашистов из села во второй половине августа 2023 года. В частности, 23 августа, в День Государственного флага Украины, было подтверждено окончательное освобождение села от российской оккупации.
*
Я легко установил, что в Первую Украинскую повстанческую дивизию имени батьки Махно входили 1-я, 2-я и 3-я бригады. При этом 1-я бригада состояла из трех полков, включая Мариупольский. Имеется также в моем распоряжении «Доклад информационно-разведывательного отделения 14-й армии», составленный в конце июня 1919 года – после разрыва Махно с красными. В силу секретности, доклад носил особую пометку: «Только председателю совета народных комиссаров Украины т. Раковскому. Сведения о боеспособности». Цитирую его: «Мариупольский полк. Командир – Апатов; действует в Славгородском направлении — на Кобелякском участке, куда 29 мая 1919 года прибыли два батальона полка, которые насчитывают 600 чел. В полку много махновцев. С полком движется много женщин, не имеющих никакого отношения к армии; командный состав способствует развитию такого явления». Однозначно специфический, махновский, полк!
Ну и самый главный вопрос: почему в СССР оставались памятники участнику махновского движения? Видимо, потому, что он рано ушел из жизни – был убит в бою с частями барона Врангеля 29 июля 1920 года. Иначе бы всё помнившая и никому ничего не прощавшая советская власть откопала бы в его биографии факт службы в составе армии батьки Махно.
А чего тогда Апатова в Работино при проведении декоммунизации оставили на постаменте? А того, что бюст «истинного махновца» был установлен… на его могиле. А на могилы, как известно, декоммунизация не распространяется.
С освобождением, Работино!
Слава ВСУ!
Владимир ШАК
Фото автора