Полномасштабное вторжение России в Украину привело к резкому росту военных расходов во многих странах Европы, говорится в опубликованном докладе Стокгольмского международного института исследований проблем мира SIPRI. По данным организации, сильнее всех в процентном отношении траты на оборону повысили страны Балтии. В денежном выражении расходы Литвы, Эстонии и Латвии на оборону сегодня составляют 1,8 млрд евро, 1 млрд евро и 970 млн евро соответственно.
Рост расходов стран Балтии легко объясним: они граничат с воюющей Россией и ее сателлитом Беларусью и пережили в прошлом вторжение и оккупацию со стороны СССР.
Литва: уже тратит на оборону 2,5 процента бюджета
По мнению президента Литвы Гитанаса Науседы, 2% ВВП, которые страны НАТО призывают друг друга тратить на военные нужды, должны стать необходимым минимумом для всех союзников по Североатлантическому альянсу.
«Литва уже подает пример другим странам НАТО, выделяя на оборону 2,5 процента ВВП. В будущем, я верю, мы достигнем показателя в три процента», – заявил недавно литовский лидер.
По его словам, если эти расходы не будут выдерживаться всеми членами, Альянс рискует лишиться технологического превосходства.
Расходы Литвы на оборону действительно уже подошли к отметке в три процента от ВВП, но, по мнению ряда военных экспертов, этого недостаточно. Такую позицию в разговоре с Настоящим Временем озвучил полковник запаса литовской армии, глава Фонда поддержки обороны Вайдотас Малиненис.
«Нужно повышать расходы на оборону. Возможно, даже до пять процентов от ВВП. Это то, что сейчас делает Польша, – говорит он. – Польское государство обещает, что они достигнут этой отметки в обозримом будущем, и нам, видимо, тоже следует ориентироваться на них, ведь мы находимся в куда более небезопасной ситуации, чем поляки. Недружественные государства окружают нас с двух сторон – Калининградская область и Беларусь, которая сегодня, по сути, является той же Россией. Литва пребывает в своеобразном котле, и это нужно учитывать».
С похожим мнением выступает и депутат литовского Сейма, один из лидеров Социал-демократической партии Литвы Гинтаутас Палуцкас. Сегодня представляемая им политическая сила настаивает на том, чтобы военный бюджет составлял 3,5 процента ВВП, хотя еще несколько лет назад соцдемы были единственной парламентской партией, выступавшей против повышения оборонных расходов.
«Нацбезопасность или оборона родного края состоит из нескольких составляющих. Во-первых, из современного армейского вооружения. Во-вторых, из качественно подготовленных призывников. Кроме того, чтобы обеспечить военную мобильность, нужна хорошо развитая инфраструктура. Сюда входят и дороги, и виадуки, и другие вещи, которые актуальны не только для войска, но и абсолютно для всех», – говорит политик.
Латвия: ставка на резервистов
Латвия, как и Литва, также объявила о повышении расходов на военные нужды после начала полномасштабной войны в Украине. При этом глава Минобороны страны Инара Мурниеце не исключает, что в ближайшем будущем инвестиции в нацбезопасность вновь придется увеличить. Однако страна также делает акцент на подготовку кадров. Летом 2023 года в Латвию снова вернулся призыв в армию, отмененный в 2007 году, активно ведется и подготовка резервистов.
Однако бывший командующий Сухопутных войск Латвии, полковник запаса и действующий депутат парламента Игорь Раев предлагает Латвии в первую очередь сосредоточиться на покупке передового оружия.
«Я бы концентрировался в первую очередь на развитии именно боевых возможностей наших частей, то есть на закупке тех вооружений, которых нам сейчас не хватает, чтобы мы могли вести активные боевые действия, которые соответствуют уровню XXI столетия, – объясняет он. – Потому что это та часть, где у нас есть определенные пробелы, и нам их нужно восполнить».
«Обучение резервистов – это правильный ход, но надо найти сбалансированный подход, – объясняет Раев. – Потому что, если вы безгранично увеличиваете количество людей в армии вы, соответственно, урезаете все возможные расходы для каких-то новых вооружений».
Экс-министр обороны Латвии: «Война в Украине все изменила: нашей армии и резервистов недостаточно, чтобы удержать Россию от нападения»
По оценкам военных историков, в годы Первой Латвийской Республики до начала Второй мировой войны численность Вооруженных сил Латвии достигала 50 тысяч человек – это в несколько раз больше, чем сейчас. В межвоенные годы у латвийцев было несколько дивизий, танки и даже собственные самолеты. Тем не менее в 1940 году, когда в страну вторглись советские войска, государство, несмотря на боеспособную армию, фактически не оказало никакого сопротивления: такова была воля тогдашнего президента Карлиса Улманиса. Но депутат Раев считает, что страна «выучила болезненные уроки истории» и подобного больше не повторится.
«У нас изменилось законодательство, которое обязует командиров всех частей и подразделений сопротивляться агрессии противника при любой ситуации, несмотря на то, какие приказы и откуда они получают. То есть это записано в законе, и это обязанность всех командиров, которые служат в нашей армии, – говорит парламентарий. – И это – большое различие от того, что говорил президент Улманис. Он сказал: «Я останусь на своем месте, а вы оставайтесь на своем месте». Нет, на данный момент такого не будет».
Эстония: инвестиции в армию – польза для экономики
В Эстонии увеличение военных ассигнований мотивируют не только безопасностью границ, но и защитой бизнес-интересов. Власти страны признают, что решение повысить расходы на оборону было нелегким. Как сказал эстонский президент Алар Карис (он возглавляет страну с 2021 года), в экономике наступают сложные времена, но именно поэтому трехпроцентные инвестиции в оборону должны развеять сомнения инвесторов. Он подчеркивает, что чем больше будет защищена Эстония, тем в большей безопасности будет ее экономика.
Похожего мнения придерживается член эстонской парламентской комиссии по обороне Раймонд Кальюлайд.
«Мы очень сильно увеличиваем наш боевой состав, и на самом деле дополнительно к этому надо задуматься еще над тем, как больше еще привлечь людей к обороне страны в самом широком смысле. Если мы говорим, например, про такую – не только военную ситуацию, – но вообще про кризисные ситуации. Например, надо очень много ресурса иметь, чтобы организовать эвакуацию людей, если это станет необходимо», – сказал Кальюлайд.