Если вы, уважаемый читатель, надумаете отведать самой вкусной [безо всяких преувеличений] черешни, вам придется отправиться на солнечный украинский юг – в город Мелитополь. В тот самый город, который фигурирует в ильфо-петровском романе «Золотой теленок». Припоминаете, что на сходке детей лейтенанта Шмидта, решивших поделить страну на персональные зоны ответственности, заявил Шура Балаганов жадному Паниковскому, требовавшему в собственность Среднерусскую возвышенность: «А не дать ли тебе еще Мелитополь в придачу?»
А почему именно в Мелитополе черешня обладает особым – специфическим, вкусом, я расскажу по пути в Мелитопольский район, где [в тамошнем селе Терпенье] действует оптовый черешневый рынок – единственный на юге Украины.
Средь шумного Парижа
Рассказ же свой я начну не с жарких степей Таврии, среди которых – на берегу реки Молочной, и находится Мелитополь – Медовый, значит, город а… с Франции, например, где с незапамятных времена существовал магазин «Мелитопольская черешня». С берегов Молочной черешню отправляли туда… в бочках. Французы высоко ценили вкусовые качества плодов мелитопольской черешни, сделав вывод: в мире ничего подобного больше нет.
В Париже магазин «Мелитопольская черешня» работал еще в середине 60-х годов двадцатого столетия. Вот, что по этому поводу я вычитал в архивном номере одной из запорожских газет: «На шумной улице Парижа группа туристов из Запорожья остановилась, удивленная. После посещения Лувра, знаменитого собора Нотр Дам, казалось, ничем уже не удивишь переполненных впечатлениями туристов. И вдруг маленький магазин с надписью: «Мелитопольская черешня»!
Кто-то предложил войти. И вот владелец магазина поясняет: его отец, эмигрант из России, еще до первой мировой войны передал ему в наследство этот магазин. Черешни здесь продаются с деревьев, выросших на земле Франции. Почему же магазин так называется?
О! Вы не знаете разве, что мелитопольская черешня известна во всем мире еще с прошлого столетия?»
Чернозем под песком
Оказывается, своим вкусом мелитопольская черешня обязана… древнему леднику: после того, как ледник растаял, объяснили нам специалисты Мелитопольской опытной станции садоводства имени Михаила Сидоренко института садоводства Национальной аграрной академии наук, в некоторых местах – там, где он проходил, разумеется, остались пески, принесенные ледовым массивом. Причем пески не безжизненные – под ними отборнейший чернозем скрывается. Такой чернозем принято называть погребенным [песком]. Вот на нем-то, на погребенном черноземе, и растет настоящая мелитопольская черешня, которая в советские времена поставлялась на столы кремлевских партбоссов, а еще раньше на «ура», как говорится, разметалась с прилавка в граде Париже.
Погребенного чернозема, подчеркнули специалисты-садоводы, даже на Мелитопольщине немного. А в остальной Украине, оказывается, его вообще нет.
И спешат поэтому весной и в начале лета в Мелитополь и в ближайшие к нему, богатые черешневыми садами, села оптовики из… [любой крупный украинский город назовите, не ошибетесь] с единой целью: купить местную черешню. Как можно дешевле, естественно, чтобы потом продать ее как можно дороже. При этом продавцы потом обязательно будут обращать внимание покупателей на то, что предлагаемая им черешня – мелитопольская.
Самая-самая, значит.
Сколько сортов черешни в Мелитополе?
Собираясь в очередной раз Мелитопольский край, где черешня пахнет не только степным южным солнцем, но и рассветом над Молочной рекой, я отыскал в своем блокноте записи о мелитопольской черешне и пробежал глазами прилежно выписанные некогда из специальных каталогов ее названия – от ранних сортов до поздних. Если не считать известного многим «Валерия Чкалова», которого в народе то по-простому «Валеркой» называют, то… «Чкалово», вот, что у меня имелось:
«Вызнання», «Дебют», «Ласуня», «Мелитопольская ранняя», «Мелитопольская красная», «Приусадебная», «Рубиновая ранняя», «Сказка», «Шанс», «Электра», «Эра», «Винка», «Дачница», «Дилемма», «Днепровка», «Забута», «Июньская ранняя», «Изюмная», «Мираж», «Простор», «Соперница», «Тавричанка», «Талисман», «Тотем», «Эпос», «Анонс», «Аншлаг», «Веха», «Дивная», «Дружба», «Зодиак», «Искра», «Космическая», «Крупноплодная», «Любимица Туровцева», «Мелитопольская черная», «Меотида», «Орион», «Престижная», «Романтика», «Сюрприз», «Темпорион».
Сорок два сорта. И это только «кое-что» – далеко не все из черешневого разнообразия, которым славятся мелитопольская земля.
Кстати, есть предположение, что именно любимый многими «Валерий Чкалов» является продолжателем, скажем так, рода старинного сорта крымской черешни, известного садоводам под названием «Татарская черная».
Плод «Валерки» – не самый крупный среди черешен, но по вкусу – самый, что ни на есть черешневый. Он мясист, но не водянист, сладок, но не приторен. Раздавишь его языком во рту и сразу же ощутишь аромат степного южного ветра и рассвета над Молочной рекой.
Так, по крайней мере, я ощущаю. Хотя к черешне почти равнодушен по причине невероятного количества в ней сахара, которого сторонюсь.
«Валерий Чкалов» [по времени созревания] – сорт средний. Его время – середина июня, пожалуй. А вообще, первая черешня – ранних сортов, естественно, – на черешневом рынке в мелитопольском селе Терпенеье появляется обычно к середине мая.
Кстати, после Мелитополя я уехал в командировку в Херсонскую область. На тамошнем рынке тоже продавался «Валерий Чкалов». Одни торговцы, правда, его величали просто «Чкалов», а иные – «Чкалово».
На вкус херсонская черешня хороша, но, тем не менее, уступает мелитопольской, выращенной на погребенных черноземах.
Как рассказывают завсегдатаи терпеньевского рынка, черешни обычно у них много – если мороза удастся во время цветения избежать. Поэтому к середине июня на местном рынке цены не кусаются по собачьи.
Однажды я на рынке в Терпьенье отыскал продавца, которой предложил мне черешню, назвав ее почему-то «Номерной», ну, просто по бросовой цене. С условием, правда, чтобы я забрал всю имеющуюся в наличии: около 30-ти килограммов.
– Да я ж не съем столько за один присест! – попытался отшутиться я.
– А вы из нее компот сделайте. Или заморозьте. И на новогоднем столе у вас будет настоящий весенний деликатес. Этот сорт, как и «Валерий Чкалов», прекрасно переносит заморозку, не теряя вкусовых качеств.
Пообещав подумать, я отправился дальше по рынку и где-то возле поворота на Мелитополь набрел на черешню под названием… «Шарик».
– Не спутайте, – попросил продавец, – это не «Барсик» какой-нибудь, а именно «Шарик».
На песика черешня совсем не походила, а что выглядела как идеальный шарик – факт.
Владимир ШАК
Заботливо выращенный “Валерка” выглядит так
В черешневом саду на Мелитопольщине