Речь – о городе Токмаке, в центре которого – на воинском мемориале, установлен на постаменте танк Т-34.
Считается, что этот танк первым ворвался в оккупированный немцами город 20 сентября 1943 года – во время наступления Красной Армии. Правда, надпись на постаменте более осторожно информирует: «тридцатьчетверка», мол, установлена в честь танкистов, «освобождавших Токмак от немецко-фашистских захватчиков».
А как на самом деле было дело?
А вот как:
на постамент танк Т-34-85 установили в 1975 году – накануне очередной годовщины освобождения города. Еще известно, что «тридцатьчетверки» с индексом «85» в освобождении Запорожской области участия не принимали: Т-34-85 [с орудием калибра 85 мм] был принят на вооружение в конце января 1944 года. Соответственно, в войска он поступил еще позже. Основные же бои за освобождение Запорожского края продолжались в продолжение осени 1943 года.
20 сентября 1943 года в Токмак первым ворвался Т-34-76 [с орудием калибра 76 мм, бортовой номер 209] гвардии лейтенанта Гайдаенко – совсем другая машина, то есть.
Осенью 2018 года, накануне 75-й годовщины освобождения Токмака от немцев, на постаменте в центре города был установлен… отреставрированный танк Т-34-85. Тот самый, который находился там с середины семидесятых годов, но – приведенный в идеальное состояние: хоть в бой его отправляй – после заправки топливом и загрузки снарядов, естественно.
Токмачане, конечно же, обновленному танку-памятнику обрадовались.
Правда, не все. И по городу поползли слухи, что танк… подменили. Главная претензия: номер не тот на «тридцатьчетверке». Раньше-то на башне была цифра 205, а после реставрации цифра 209 почему-то появилась.
Почему, я уже объяснял: машина именно с таким номером первой ворвалась в город 20 сентября 1943 года. Этот номер – после уточнения данных, и нанесли на броню реставраторы, которые, естественно, понятия не имели, почему и когда танк в Токмаке поменял нумерацию, став 205-м. Вероятно, при очередной покраске «родной» номер закрасили и по ошибке нанесли другой. Похожий, но не тот))).
Для того же, чтобы рассеять все сомнения, миговцы, до которых тоже дошли разговоры о том, что в Токмаке будто бы танк не тот, оказавшись в городе, решили найти в человека, который точно ответит: тот танк на постаменте или не тот.
И такой человек отыскался. Причем он оказался давним другом «МИГа». Это местный журналист Виталий Голод. Он и указал детали, которыми отличается токмакский танк от всех остальных “тридцатьчетверок”.
Во-первых, у него с левой стороны имеется пробоина под башней. Или что-то вроде пробоины. Во-вторых, на левой гусенице у танка один трак изогнут углом.
Присутствуют эти дефекты на отреставрированном танке? Присутствуют! Значит, танк тот? Тот!
Тема с подменой закрыта. Остается только добавить, что реставрировали токмакскую «тридцатьчетверку» очень серьезные люди – специалисты запорожского автомотоклуба «Фаэтон».
Владимир ШАК
Фото автора
Таким был токмакский танк до реставрации
Танк после реставрации
Пробоина под башней
Пробоина под башней
Дефективный трак
Дефективный трак
В память о танкиста-освободителях