Рисунок художника Морица Вебеля, на котором запечатлен живописный уголок старого Запорожья – переправу у Кичкаса, историкам и всем, кто интересуется прошлым запорожского края, известен в двух вариантах. Сам рисунок, выполненный чернилами и акварелями на картоне (см. фото), хранится в Москве – в Государственном историческом музее. А литографию под названием “Переправа у Кичкаса” можно увидеть в книге «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря» с атласом, изданной в 1851 году в Санкт-Петербурге графом Алексеем Уваровым, сыном министра просвещения Российской империи Сергея Уварова, между прочим. Кстати, сестра автора книги, Наталья Сергеевна, была замужем за ротмистром Иваном Балабиным, дед которого, генерал-майор Иван Балабин, имел на Запорожье – в районе нынешнего поселка Балабино, огромный земельный надел. Сам же граф Алексей Сергеевич Уваров, родившийся в Санкт-Петербурге в 1825 году, был археологом, удостоенным – в 1857 году, звания почетного члена Академии наук. Он также являлся основателем и первым директором московского Исторического музея.
В 1848 году граф отправился в экспедицию на побережье Черного моря, а, вернувшись из нее, издал на русском и французском языках книгу, о которой я уже упоминал – «Исследования древностей южной России и берегов Черного моря» с атласом. Сразу после выхода в свет книга принесла графу широкую известность. Ну, а художник Мориц Вебель сопровождал графа в продолжение всей его экспедиции. Известно о нем не очень многое: происходил он из балтийских немцев, родился в Житомире в 1821 году. В 1859 году получил звание академика императорской Академии художеств, в которой учился вместе с Тарасом Шевченко. Считается, что увиденное он отображал и мастерски, и очень точно. Как отмечали современники, «виды господина Вебеля отличаются верностью и изяществом отделки».
А теперь я процитирую ту часть книги графа, в которой речь идет о Запорожье 1848 года, запечатленном художником Вебелем:
«На левой стороне рисунка изображен мыс Кичкас, направляющий поворот реки на запад; за ним скрывается остальное течение реки. У этого мыса поворот так крут, что здесь Днепр более походит на озеро, чем на реку. Тут находится удобная переправа через Днепр, известная даже писателям древнего мира: в древние времена греки, приезжавшие в Скифию, до этой переправы шли по левому берегу Днепра, а у мыса Кичкас переезжали на правую сторону и уже по этому берегу направляли свой путь на север. Переправу называли Крарийской. Сначала она была безопасной, но потом вершины ее берегов заняли, как объяснял император Константин Багрянородный, печенеги и отсюда нападали на руссов. Вероятно, тут же, у этой переправы, печенеги остановили и князя Святослава и принудили его перезимовать в Белобережье, а потом, у самых порогов, напали на него и убили его.
Ныне на правом берегу Днепра находится немецкая колония Энлаге, а, напротив, на левом берегу, находится урочище Кичкас. В 1782 году академик Василий Зуев нашел в Кичкасе только одну избушку, в которой обитал запорожец. Купец Михаил Фалеев начал обустраивать тут гавань и строить корабельную верфь, но окончательно она была достроена адмиралом Осипом Дерибасом – по планам князя Григория Потемкина. В 1797 году эта верфь была уничтожена. Окрестности колонии Энлаге покрыты курганами. Они лежат между Днепром и речкой Томаковкой. Колонисты, рассчитывая на богатства, зарытые в этих курганах, раскопали их почти все, но надежды их не увенчались успехом – в курганах они нашли только железные вещи. А вот какие именно, я не сумел узнать. По словам некоторых колонистов, лет сорок назад возле колонии Кронсвейд отрыли курган, обложенный тесаными плитами. В нем была могила, в которой нашли железное оружие и глиняные сосуды. Вероятно, эти курганы не относятся к скифским временам, поэтому напрасно многие полагают, что здесь или у острова Хортица следует искать гробницы скифских царей.
Остров Хортица служил местом отдыха для перешедших через пороги. Греки называли его островом Святого Георгия. На этом острове, рассказывал Константин Багрянородный, переплывшие через пороги приносили жертву в знак благодарности за минувшие опасности. Он описывает даже обряды, которые исполняемы были при этом жертвоприношении. Жертва приносилась у величественнейшего дуба. Сначала они втыкали в землю стрелы вокруг места, на котором приносили жертву. Потом вокруг клали куски хлеба и мясо. В середине этого круга иногда убивали и съедали птиц, а иногда оставляли их живыми. И доселе еще находят на этом острове большое количество стрел, оставшихся, может быть, от частых этих жертвоприношений. Наконечники находимых тут стрел, большей частью каменные, трехгранные или плоские. Другие наконечники, сделанные из меди или железа, принадлежат новейшим временам.
В колонии Розенталь, лежащей на берегу Днепра напротив Хортицы, найдены пушки и монеты времени Екатерины Второй. Вероятно, пушки эти принадлежали укреплениям, построенным на острове Хортица во время Турецкой войны в 1738 году. От Розенталя до самого Никополя степь усеяна курганами различной величины. Почти все они не рыты».
Все, дальше у графа идет описание других мест Украины великой.
Кичкасский мост, построенный на месте Кичкасской переправы (мост демонтировали в связи со строительством Днепрогэса)