Один мой очень хороший знакомый, живущий в Шевченковском районе Запорожья, врач по профессии Георгий Сушко, больше, чем полвека собирает в Вольнянском районе, где у него огород имеется, обычные камешки, валяющиеся под ногами, на которые никто не обращает внимания. И, как археолог любитель, собрал весьма внушительную коллекцию таких камешков, обработанных в древности [причем в давней древности], рукой человека. По сути, это скульптурки, оставленные нам Историей. Чтобы мы удивлялись. Самый крупный из этих камешков [величиной со спичечный коробок] выполнен в виде… головы человека. Со временем – после тщательного изучения, эта скульптурка поведала Георгию Трофимовичу удивительную историю из жизни людей… даже не позавчерашнего дня – каменного века.
Главная особенность скульптурки – чрезмерно запрокинутая назад голова человека: его подбородок находится выше лба.
Собственно говоря, на эту деталь, наверное, не обратил бы внимания никто. Точнее, никто бы не понял, что означает такое положение головы. Но я не случайно подчеркнул, что Георгий Сушко – врач. Он разобрался, что древний скульптор изобразил, как бы выразились сегодня специалисты-невропатологи, клинический симптом менингита – воспаление оболочек головного мозга.
– Связано оно, видимо, было, – предположил владелец скульптурки, – с несовместимым с жизнью переломом костей основания черепа.
– Выходит, древние люди хотели образами рассказать о каком-то чрезвычайном происшествии, потрясшем их?
– Совершенно верно! Скульптор из каменного века [свою находку я датирую верхним палеолитом] изобразил молодого умирающего мужчину европейского типа, который, скорее всего, находится в коматозном состоянии, вызванном кровоизлиянием в головной мозг. В последние минуты своей жизни он ощущает сильнейшую боль – об этом можно судить по напряжению мышц лица, а также по крохотной, но различимой слезинке, выкатившейся из глаза, и по капельке крови у носа – это все я увидел при тщательном изучении скульптурки. Противоположная же сторона камня свидетельствует о летальном исходе: исчез блеск глаз, потемнело лицо.
– Что же случилось с ним, можно понять?
– Попробуем. На скульптурке представлены многочисленные дополнительные художественные образы, раскрывающие причину травмы человека и реакцию на нее его соплеменников. Повернув камешек на 180 градусов, то есть, лицом книзу, мы различим силуэт какого-то животного – типа барана. На шее у него имеются глубокие канавки – раны. При следующем повороте камешка возникает силуэт головы лося. Тоже с глубокой канавкой-раной на шее. Делаем еще один поворот – и видим голову человека с чертами неандертальца: нечетко выраженным подбородком, сглаженным лбом, громадным носом и большими губами и с горизонтальным углублением [раной] на лице. Скорее всего, он тоже погиб [отсутствует блеск глаз], как и мужчина европейского типа, о котором мы говорили. Ну а что конкретно с ними произошло – с людьми и животными, можно догадаться по изображенному на скульптурке крохотному тигру.
– Фантастика! У нас в древности водились тигры? И один из них напал на племя?
– Вероятно, тигр решил поохотиться на прирученных племенем животных – баранов и лосей. Защитить их от хищника попытались, наверное, два пастуха. Ну, или люди, отвечавшие за сохранность общеплеменного стада. Но управиться со зверем, однако, им не удалось: оба получили смертельные травмы. Эту историю и запечатлел потрясенный происшедшим древний скульптор, виртуозно владевший искусством обработки небольших гранитных камешков.
На некоторых из таких камешков, между прочим, Георгий Сушко насчитал от десяти до двадцати изображений. При этом часть из них не превышает трех(!) миллиметров. Вот вам и примитивный, как мы думаем о нем, каменный век.
Как мне объяснил Георгий Трофимович, подавляющее большинство найденных им камешков – не шлифованные. На некоторых древним мастером только лишние детали сбиты, чтобы придать им более реалистичный образ человеческого лица.
– Как вы древность скульптурок и рисунков на них определяли, можете объяснить?
– По соседствующим с людьми изображениям давно исчезнувших животных – слонов, тигров и даже обезьян.
– Для чего эти рисунки были сделаны? Они использовались в каких-то ритуальных обрядах?
– Возможно. А возможно, древний художник просто фиксировал какие-то важные события своей жизни.
Перебирая один за другим предъявленные мне камешки, я вдруг увидел… изображение Нефертити, самой, на мой взгляд, красивой женщины древности [она, напомню, была женой древнеегипетского фараона Эхнатона и тещей фараона Тутанхамона]. У запорожской Нефертити, которая старше своей египетской копии как минимум на тридцать тысяч лет, тонкие черты лица и небольшой, почти отсутствующий подбородок, что, как мне подсказал Георгий Трофимович, очень характерно для неандертальцев.
Ну а на голове у неандертальской Нефертити либо высокая шапка, либо какое-то иное убранство, которое еще более подчеркивает ее сходство с Нефертити древнеегипетской.
Так что пусть не очень задаются египтяне: мы то с вами знаем, откуда пошла их цивилизация – из Вольнянского района)))