«Тонкий знаток козацкого быта», – так о художнике Афанасии Сластионе отзывался автор легендарных «Запорожцев».
Между прочим, Афанасий Георгиевич своим считают три украинских города: Бердянск, где художник родился 14 декабря 1855 года, Приморск, где он провел детство и юность [в Ногайске, как тогда назывался этот уютный, любимый всеми, приморский городок] и Миргород, куда 1900 года приехал, чтобы поселиться навсегда, талантливейший художник из Приазовья, выпускник Академии искусств. К моменту переезда, кстати, Афанасий Георгиевич уже был известным и уважаемым мастером: первым иллюстратором Тараса Шевченко.
Мир уже знал иллюстрированные им шевченковские «Гайдамаки», в которых, как справедливо отмечали критики, «сила рисунка по убедительности равнялась силе слова Шевченко». А Илья Репин высказался о работе художника из Приазовья так: «Наш Сластион – отличный иллюстратор, несравненный рисовальщик, тонкий знаток козацкого быта». Дорогого стоит такая оценка автора легендарных «Запорожцев».
А его портреты кобзарей, которые хранятся в отделе изящных искусств Национальной библиотеки имени Владимира Вернадского (в общей сложности их насчитывается 23)! Афанасий Георгиевич также считается одним из основателей украинского архитектурного стиля: по его проектам, в частности, на Полтавщине в начале прошлого века были построены десятки земских школ, справедливо называемых мини-академиями образования.
Я же вниманию уважаемых читателей предъявляю три работы мастера: картину «Проводы на Сечь» и две работы на морскую тему, скажем так: крошечную живописную картину [ее размеры 14 на 8 см] «На берегу моря» и выполненный тушью рисунок «Запорожцы атакуют турецкую галеру».
Кто хоть однажды бывал в Бердянске или Приморске, тот сразу поймет, на берегу какого моря оказался художник – это наше море, Азовское. Дело в том, что Афанасий Георгиевич всегда помнил, откуда он родом и даже крохотному кусочку картона сумел передать свою любовь к малой родине.
Впрочем, родина не бывает малой. Она всегда – необъятна. Как Космос.
Ну а запорожцы в морской атаке заслуживают отдельного рассказа. У каозацких «чаек» нет мачт. Казаки убрали их, чтобы незаметно подойти к галере. И чаек – птиц, не случайно добавил на свой рисунок Афанасий Георгиевич. То есть, события разворачиваются неподалеку от берега, на мелководье, где «чайкам» – кораблям козацким, не было равных. Кстати, на коротких дистанциях «чайки» не уступали в скорости галерам. И в этом случае две «чайки», подойдя почти вплотную к галере с обоих бортов, где им уже не страшен пушечный огонь с нее, готовятся взять галеру на абордаж. Возможно, на ближайшей «чайке» находится мой далекий предок из запорожцев – морской атаман Яков Шак.
Что касается проводов на Сечь, я смотрю на эту картину и… вижу себя. Потому что понимаю: если бы я жил в те времена, которые с документальной точностью и любовью изобразил Афанасий Сластион, вот так бы меня однажды моя матушка провожала на Сечь… навсегда прощаясь со мной.
Владимир ШАК
«На берегу моря»
«Запорожцы атакуют турецкую галеру»
«Проводи на Сечь»