Я знал, что существует такая, относящаяся к 1911 году, открытка. Но мне она попала на глаза совсем недавно, когда я в очередной раз просматривал фото, выставленные на продажу на популярных Интернет-аукционах.
За храм караимов в Бердянске — кеннассу, названную на старинном фото синагогой, запросили… солидную сумму. Пришлось снять с открытки копию и почистить ее от грязи, чего почему-то не сделал хозяин (он, к слову, не из Украины).
Кенсса в Бердянске сохранилась! И я ее считаю одним из самых оригинальных зданий города. С потрясающей энергетикой. Поэтому с некоторых пор, бывая в городе, обязательно заглядываю (заглядывал до оккупации города) в гости к караимам, как я говорю (это неподалеку от парка Шмидта).
В записях бердянской кенассы конца шестидесятых годов позапрошлого столетия – молитвенного дома этого народа, конница которого, между прочим, – в составе войск Великого княжества Литовского, принимала участие в Грюнвальдской битве [15 июля 1410 года], завершившейся разгромом Тевтонского ордена, сохранились имена и фамилии караимов города. Приведу насколько: Даниэль Данко, Исаак Леви, Иосиф Халач, Илья Чалборю, Бабакай Майтоп, Юфуда Боткачик. Мелодичные и очень необычные.
Есть также сведения, что, начиная с 1875 года, караимская община Бердянска неоднократно обращалась к губернским властям с прошением открыть в городе молитвенный дом. И в 1877 году он таки был официально открыт. Если же учитывать, что списки караимов, родившихся и умерших в Бердянске, ведутся в 1856 года, можно сделать вывод, что молитвенный дом у бердянских караимов существовал много ранее 1877 года. Ну, а в конце девяностых годов позапрошлого столетия в городе был построен новый молитвенный дом – настоящий храм.
В приход Бердянской кенассы входили общины таких городов, как Бердянск, Ногайск (который, между прочим, основали не ногайцы, а караимы), Таганрог, Мариуполь, Сухум, Екатеринодар, Кременчуг и Ростов-на-Дону.
В середине двадцатых годов прошлого столетия кенасса была закрыта, а имущество ее продано.
Владимир ШАК