В ночь со 2 на 3 мая 1957 года морской рудовоз (углевоз), который на борту нес имя города за днепровскими порогами — «Запорожье», следовал в порт Жданов (нынешний Мариуполь) с грузом марганцевой руды. Находясь в водах Азовского моря, в 44 милях от порта Керчь рудовоз столкнулся с встречным сухогрузом «Караганда» водоизмещением 10000 тонн.
Согласно уточнению портала fleetphoto, сухогруз ударил носовой оконечностью в левый борт рудовоз — между вторым и третьим трюмами.
При этом таранившая «Запорожье» «Караганда» вошла в корпус почти на треть ширины и так плотно, что перекрыла доступ воды в трюмы. Но, как только сухогруз увеличил обороты винта на «полный назад», в образовавшуюся пробоину хлынула забортная вода. Пароход «Запорожье» стал резко крениться на левый борт и затонул.
Жертв, к счастью, не было.
В октябре 1957 года была предпринята попытка подъёма затонувшего корпуса судна, однако, после того, как его таки подняли на поверхность моря, оно из-за сильного шторма вновь затонуло в пределах судоходного фарватера. В дальнейшем, в продолжение трех лет, корпус «Запорожья» был разрушен посредством серии подводных взрывов.
*
«Запорожье»: информация о судне
Проект: B-30 (Польша), тип Sołdek
Место постройки: ГП «Stocznia Gdańska» , Гданьск
Строительный №: B30/7
Построено: 1950 год
Списано: май 1957 года
Приписка: Жданов (Мариуполь)
«Солдек» — головное судно проекта В30, всего Гданьской верфью было построено 29 судов этого проекта в период с 1949-го по 1954-й годы. Первые 5 судов были построены для Польской Народной Республики, а последующие — для СССР.
Технические данные судна
Длина: 88.96 м.
Ширина: 12.30 м.
Осадка: 5.40 м.
Валовая вместимость: 1989…2005 т.
Дедвейт: 2585…2610 т.
Количество трюмов: 4
Тип главного двигателя: паровая машина двойного расширения Howden-Johnson
Скорость: 10.4 уз.
Экипаж: 28 чел.
*
Единственное сохранившееся фото рудовоза «Запорожье» — из коллекции мариупольского фотохудожника Георгия Топалова, члена Национального союза фотохудожников Украины, участника многих выставок. Летописец Азовского морского (торгового) пароходства, Георгий Петрович занимался морской тематикой в 60-е — 90-е годы минувшего столетия.
Фото продано на аукционе в октябре 2021 года за 180 гривен.